Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходПонедельник
2017-10-23
11:11 AM
Начало » Статьи » Мои статьи

КАК ГОТОВИТЬ РЕФЕРАТЫ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТА
Как готовить рефераты с помощью Интернета
Зачем нужны рефераты
Россия всё-таки уникальная страна. Российский сектор Интернета – единственный в мире, где школьные и студенческие рефераты не только представлены в огромных количествах, но ещё и относятся к «горячей информации». Серверы, хранящие коллекции рефератов, посещаются даже чаще, чем развлекательные. Этому можно было бы радоваться, если бы не одно маленькое «но». Дело в том, что в нашей образовательной системе рефераты превратились в особую форму самостоятельной деятельности, развивающей не столько навыки исследовательской работы, сколько навыки начетничества. Попробуйте сами сопоставить, сколько заданий на написание рефератов вам давали за время учёбы и то, сколько занятий с вами проводили на тему о том, как правильно собирать информацию и писать рефераты.
Для преподавателей, не умеющих и ли не желающих организовать индивидуальную подготовку учащихся, рефераты стали замечательным средством формализации обучения. Раздал темы, собрал работы, расставил оценки, и всё! Если, паче чаяния, из десятков собранных работ окажутся две-три, заслуживающие внимания, то можно организовать учебную конференцию, оформить рефераты как доклады, поставить «огромную галочку» о проделанной работе, а заслуженных учеников поощрить освобождением от экзамена или зачёта.
Разумеется, учащиеся знают об этих «правилах игры». Они догадываются, что в реферате самое главное – не содержание, а сдача и приемка. Именно поэтому и есть огромный спрос на готовые рефераты, опубликованные в Интернете или на сборниках CD-ROM. Там же, где рефераты готовят не для «галочки», где прививают приемы исследовательской работы, там реферат не является отчётом. Это не итог, а начало. Правильно подготовленный реферат – это основа для другой, более содержательной работы. Тогда никому не придёт в голову копировать чужой реферат из Сети и сдавать его вместо своего. Смысла в этом не больше, чем представлять в поликлинику чужие анализы вместо собственных. Так что изобилие рефератов в российском Интернете и их массовая популярность – это не достижение, а естественная реакция масс учащихся. Если преподаватель не отрабатывает индивидуально с каждым (!) учеником содержание, стиль, направленность, актуальность, основные положения и выводы реферата, то он обречен вечно читать чужие труды, загруженные из Интернета.
Тем, кто окончательно махнул на себя рукой и не намерен заниматься разработкой собственных рефератов ни сейчас, ни в будущем, можно порекомендовать следующие коллекции:
• • Коллекция рефератов на нетехнические темы:
http://cclib.nsu./tcd/referats/
• • Коллекция рефератов «На куличках»:
http://referat.kulichki.net/
• • Московская коллекция рефератов:
http://www.referat.ru.referat/
• • Российская коллекция рефератов:
http://www.students.ru.referats/
• • Центральный банк российских рефератов:
http://dic.miem.edu.ru/referat/
а заинтересованным читателям мы расскажем о том, как можно быстро и эффективно использовать Интернет при подготовке рефератов.
Что такое реферат
Многие учащиеся слегка заблуждаются, когда полагают, что реферат – это самостоятельное сочинение на заданную тему. На самом деле реферат – это не сочинение, а обзор публикаций, доступных по заданной теме. Обзор, в отличие от сочинения, не требует ни фантазии, ни оригинальности мышления, ни высказывания новых идей. Разумеется, в реферате можно приводить собственные утверждения и высказывания, но, во-первых, это совсем не обязательно, а во-вторых, уместно не во всех разделах работы. Возможно, если бы все учащиеся хорошо знали, что реферат – это совсем не сочинение, то и желающих писать рефераты было бы больше.
Создание рефератов очень похоже на коллекционирование почтовых марок. Представьте себе, что перед вами лежит десяток почтовых марок, и ваша задача аккуратно их расположить. Один человек расположит их в хронологическом порядке, другой – по возрастанию номиналов, третий – в порядке возрастания геометрических размеров, четвёртый – по странам, а пятый сгруппирует марки по темам: «спорт» - в одну группу, а «природу» - в другую. Обратите особое внимание на то, что каждый проведёт при этом небольшое исследование. Кто-то внимательно изучит содержимое марок, а кто-то ограничится их обмером с помощью линейки, но каждый проявит творчество и получит результат, отличный от других. По этому результату можно многое сказать об исследовательских способностях и творческом подходе автора.
Точно так же происходит и с подготовкой реферата. Сначала собираются исходные материалы на заданную тему (книги, статьи, заметки, иллюстрации), а потом выдержки из них группируются в том порядке, который удобен автору. Как и во всяком деле, успех зависит от наличия исходных материалов и практических навыков. С исходными материалами может очень помочь Интернет, а с практическими навыками вам никто не поможет, кроме вас самих.
Раньше, для подготовки реферата приходилось либо ходить в библиотеку, либо иметь библиотеку дома. Сегодня нужное количество публикаций по любой теме можно подобрать в Интернете быстрее, чем дождаться в библиотеке исполнения своего заказа. А что касается практических навыков, то они потому и называются «практическими», что приобрести их можно только в работе. Можно загрузить из Интернета десятки готовых рефератов и все их успешно сдать. Возможно, при этом в учебном журнале появятся хорошие отметки, зато практические навыки при этом ничуть не возрастут.
Виды рефератов
Существуют разные типы рефератов и, соответственно, к ним подходят разные модели подготовки. Если говорить обобщенно, то можно выделить четыре основных типа: учебные, контрольные, служебные и творческие работы.
Учебные рефераты
Учебные рефераты – это, как правило, те, которые нам задают в качестве самостоятельных работ в школах и вузах. У них одна цель – научить нас работать эффективно. Эффективность – это не объем, а максимум результата при минимуме затрат сил и времени.. кто-то может подумать, что самый эффективный подход состоит в том, чтобы найти в Интернете готовую работу и сдать её вместо своей. Однако это не совсем так. Если бы цель реферата состояла в том, чтобы только его сдать, то это было бы верно, но поскольку на самом деле цель состоит в том, чтобы научиться работать, , то эффективность оказывается нулевой.
Обратите внимание на особенность учебных рефератов. От них не требуется практической отдачи. Ниже мы рассмотрим другие типы рефератов, имеющие гораздо больший практический смысл, а сейчас подчеркнём, что у тех, кто не научился готовить учебные рефераты, уже не будет ни времени, ни навыков для разработки практических рефератов. Так что рассматривайте учебные рефераты как бесплатную возможность приобрести билет на хорошие места в собственное будущее. Только помните, что тот, кто сдает чужой реферат в качестве своего, напоминает героя известного анекдота, обманувшего кондуктора. Он купил билет, а сам не поехал.
Контрольные рефераты
Контрольные рефераты используют для проверки готовности человека к исполнению той или иной проблемы. Если в учебном реферате автор представляет тему, то в контрольном реферате он представляет себя (через представление темы).
Очень важно отличать контрольный реферат от учебного, поскольку на первый взгляд разница не всегда заметна. Преподаватель, желающий выделить из группы студентов двух-трех человек, с которыми стоит заниматься индивидуально, может предложить всей группе написать учебные рефераты. При этом большинство студентов и не догадываются, что на самом деле их рефераты будут рассматриваться как контрольные, а потом удивляются, почему некоторые их товарищи раньше других приобщились к практической работе, почему им доверили написание статей в престижные журналы, приглашают на конференции и направляют за рубеж.
Реферат контрольного типа в обязательном порядке сдается при поступлении в аспирантуру и некоторые другие (особенно зарубежные) учебные заведения. В ряде случаев он может называться «эссе»,и тогда он ближе к сочинению – в нем желательно отразить своё личное отношение к изучаемому вопросу. При подготовке контрольного реферата следует подать материал так, чтобы доказать свое моральное право заниматься той темой, по которой готовится реферат, а для этого важно, чтобы в него попали наиболее представительные труды известных учёных. Поэтому в начале работы надо не просто подобрать как можно больше литературы, но и критически выделить в ней наиболее значимые труды.
Сегодня при устройстве на престижную работу у соискателей также могут требовать предоставление реферата по теме, которой занимается фирма. Это особенно важно, когда на работу устраивается молодой человек. У специалистов со стажем можно запросить отчёт о результатах их прошлых проектов, «резюме» или рекомендации, а у молодого человека, только что окончившего учебное заведение, ничего этого нет. С помощью реферата можно проверить «мотивацию» работника, выяснить, насколько он знаком с этим видом деятельности, представляет ли она для него личный интерес и не бросит ли он работу вскоре после того, как приобретёт первые навыки. Современные работодатели не намерены за свой счёт учить практическим навыкам людей, которые могут покинуть их в любой момент.
При подготовке рефератов, предоставляемых для трудоустройства, надо обратить внимание не только на широту и глубину знаний, но и на оперативность работы. Приведём пример. Молодой и весьма способный автор работ по компьютерной тематике М., имевший публикации в технических журналах, обратился в компьютерную фирму с просьбой о постоянной работе в отеле маркетинга. Глава фирмы попросил его подготовить аналитический обзор на тему «Основные источники бесплатных программ в Интернете». На вопросы об объёме и сроках исполнения работы ему было объявлено, что всё это по личному усмотрению.
Разумеется, глава фирмы мог в течение пятнадцати минут установить адреса крупнейших источников бесплатных программ в Интернете, но ему было важно проверить, как работник мобилизуется на решении поставленной задачи. Когда через три дня М. позвонил и сообщил о готовности обзора, ему ответили, что необходимость в его услугах отпала. Несмотря на очевидные способности и хороший уровень знаний, М. продемонстрировал свою неготовность вписаться в напряженный график работ.
Для того, чтобы готовить контрольные рефераты быстро и чётко, надо иметь опыт. Поэтому мы вновь напоминаем об учебных рефератах, без которых этот опыт не приобрести.
Служебные рефераты
Служебные рефераты готовят в качестве служебных заданий. Обычно они связаны с тем, что руководству надо срочно изучить какой-то вопрос, а времени на это нет. Тогда задание поручается помощнику (референту, секретарю или специалисту). Глубину проработки и время на разработку задаёт руководитель, причём времени никогда не бывает достаточно, так что раскачиваться и учиться некогда. Если время не ограничили, это не радость, а горе. Это сигнал тревоги: вас проверяют! В этом случае надо самому себе поставить такой жесткий барьер по времени, какой только можно, исходя из того, что в данной организации считается приличным. Если это учебное заведение, то приличным можно считать недельный срок. Если это коммерческая организация, надо укладываться в сутки. Если при этом придётся поработать ночью дома – это в порядке вещей. Интернет тем и удобен, что им можно пользоваться круглосуточно.
Творческие рефераты
Это самый интересный вид рефератов. Творческие рефераты готовятся для себя и не имеют конкретной цели, хотя на самом деле цели у них, конечно, есть, причём очень масштабные.
В нашей книге мы будем специально говорить о том, как можно использовать Интернет для прямого заработка. Сейчас, забегая вперёд, скажем, что наиболее доступный и очевидный путь коммерческого заработка в Интернете – поставка контента на серверы, то есть, продажа своих трудов в виде статей, обзоров, каталогов, словарей, исследований, тестов и мн. др.
Прежде чем приступать к написанию чего угодно: курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи или книги, - крайне желательно сначала разработать серию рефератов по близким темам. Темы этих рефератов никто и никогда вам задавать не будет, и контролировать работу тоже некому – это дело творческое и личное.
Почему работу над творческими материалами лучше начинать с рефератов? Здесь есть, по крайней мере, четыре причины.
Первая причина состоит в том, что творческие работы лучше всего выполнять не тогда, когда дано задание, а тогда, когда есть желание. Это намного эффективнее. Работа проходит быстро, весело и интересно. Поводом для написания реферата может стать знакомство с интересной статьёй в журнале, освещение какой-то темы по телевидению, знакомство с интересной публикацией в Интернете, интересное сообщение, полученное по электронной почте от информационных серверов. Если отложить эту работу до того времени, когда на неё появится задание, содержание выветрится из головы, первоначальный заряд пропадёт, работа получится натянутой и неинтересной.
Оперативно создавая рефераты «для себя», можно постоянно пополнять коллекцию. Тогда вы будете в оперативной готовности к выступлению на конференциях, участию в научных сборниках, публикации материалов на серверах Интернета в коммерческих целях. Окружающие будут только удивляться, когда же вы все успеваете.
Вторая причина в целесообразности подготовки самостоятельных творческих рефератов состоит в том, что даже опытные авторы редко могут написать хорошую работу с первого раза. Обычно большинство авторов говорят, что если бы им пришлось выполнить ту же работу ещё раз, они бы сделали её иначе. Постоянное недовольство результатами своего труда – неотъемлемая черта творчества. В творчестве нет стандартов и эталонов. Каждый оценивает свой результат субъективно. Если есть недовольство и желание всё переделать – это нормально. А вот чтобы не переписывать свои работы бесконечное число раз, начинать их надо не на пустом месте, а на основе заранее подготовленных рефератов.
Ещё одна причина состоит в том, что в любой творческой деятельности есть противоречие между структурой работы и её содержанием. Опытные авторы хорошо знают, что тема обладает свойством «вести» автора. Он задумывает одно, а получается нечто совсем иное. Чтобы с этим бороться, авторы заранее продумывают структуру (пишут план). Однако работа, построенная по чёткому плану, может быть похожа на строевой устав. Некоторые пытаются работать без плана – тогда работа получается живой и непосредственной, но, увы, далеко не научной.
Особенно трудно готовить материалы для публикации в Интернете. Они должны быть увлекательными, иметь чёткую структуру, которая потом реализуется с помощью гиперссылок. Поэтому часто работу делают в два приёма. Первый раз статью пишут так, как пишется, а потом её переписывают, чтобы получилась стройная структура, не противоречащая содержанию. Если есть заранее подготовленный реферат, то всё получается быстро и эффективно.
Четвёртая причина желательности предварительных рефератов состоит в том, что обычный человек не может уместить в голове содержание большого труда. По-видимому, курсовая работа – это верхний предел того, что ещё можно создавать без специальных заготовок. Диплом уже требует предварительной разработки нескольких рефератов. Какая-то часть работы при этом обязательно останется невостребованной и уйдёт в мусорную корзину, но без этого не обойтись. Работа только тогда становится творчеством, когда её пропускают через сито строгого отбора. Не выбросив девять снимков из десяти, невозможно получить отпечаток, который не стыдно показать знакомым, а профессионалы выбраковывают тридцать девять кадров из сорока, иначе они не были бы профессионалами.
Строгий отбор – это основа любого творчества, а чтобы было, из чего отбирать, надо иметь исходные материалы. Творческие рефераты очень хорошо для этого подходят.
Категория: Мои статьи | Добавил: malgini2 (2006-12-06)
Просмотров: 3068

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 458
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz