Seminar id 031
Команда
«Великолепная пятерка»
Разработала:
Исмагилова Гульнар Фагимовна, учитель
географии высшей категории МОБУ Гимназия
№1 с.Верхнеяркеево МР Илишевский район
Республики Башкортостан
Транспортный
комплекс Башкортостана.
Цели урока:
продолжить
формирование у учащихся представлений
и знаний о видах транспорта родного
края;
сформировать
понятие о транспортном комплексе РБ,
о его особенностях, значении, составе
и роли в экономике РБ и РФ;
сформировать
представление о транспортной системе
Башкортостана;
сформировать
у учащихся представление о важнейших
проблемах транспортного комплекса и
пути их решения;
продолжить
формирование у ребят умения работать
с различными источниками географической
информации;
развитие
познавательного интереса;
воспитание
экологической культуры.
Оборудование:
презентация «Транспортный комплекс
РБ», экономическая карта Башкортостана,
атласы интерактивная карта «Транспорт
России».
ХОД УРОКА.
I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
-Какие отрасли промышленности, кроме
легкой, выпускают товары народного
потребления?
-Из каких отраслей состоит легкая
промышленность Башкортостана? Дайте
оценку изделий легкой промышленности
РБ.
-Расскажите о сфере обслуживания. Что
включается в состав сфер облуживания?
III
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Транспорт - необходимое условие
функционирования хозяйства, жизни
населения и вообще существования любого
государства, особенно столь протяженного
как Россия.
Главная продукция транспорта - это
перевозки грузов и пассажиров Роль
транспорта (грузооборот или пассажирооборот)
измеряется в тонно-километрах или
пассажиро-километрах.
Основные задачи
транспорта:
-обеспечение связей между
отдельными отраслями и районами страны
-своевременное обеспечение
потребностей хозяйства и населения в
перевозках
-повышение экономической
активности работы транспорта.
Виды
транспорта
Водные
Сухопутный
Воздушный
Речной
Морской
Ж\д
трубопровод
Связь
Авто
1. Железнодорожный
транспорт - ведущий в транспортной
системе страны. Главная задача -
обеспечить надежную транспортную связь
Республики Башкортостан с другими
экономическими районами России.
Территорию республики пересекают
железные дороги широтного направления,
которая связывает европейскую часть
страны с азиатской. Это, электрифицированная
Сибирская магистраль, которая проходит
через Уфу в Челябинск. От нее западнее
Уфы ответвляется другая широтная
электрифицированная магистраль Чишмы-
Уруссу. На северо-западе территории
проходит другая электрифицированная
дорога Казань- Екатеринбург. Через
станцию Карламан проходит Южно-Сибирская,
которая идет до городов Тайшет-Усть-Кут
и соединяется с Амурской магистралью.
Остальные железные дороги РБ имеют
меридиональное направление, которые
обслуживают внутриреспубликанские
связи, кроме железной дороги Уфа-Оренбург.
Историческая справка. Куйбышевская
железная дорога пролегает по территории
Татарии, Башкирии, Мордовии, Рязанской,
Пензенской, Тамбовской, Ульяновской,
Самарской, Саратовской, Оренбургской,
и Челябинской областей. Это крупнейшая
магистраль, связывающая центральные и
западные регионы страны с важнейшими
экономическими районами Урала и Сибири.
8 сентября 1888 года введена в эксплуатацию
Самаро- Уфимская железная дорога от
станции Кинель до станции Уфа протяжением
452 версты. О строительстве дороги от
Волги к Южному Уралу начали говорить
еще в конце 70-х годов, но экономический
кризис задержал железнодорожное
строительство в России.
Вопрос об Уфимской линии вновь возник,
когда была признана необходимость
постройки Сибирской магистрали. Изыскания
на участке Самара - Уфа начались еще в
1882-1883 годах. В 1885 году приступили к
строительству дороги на средства казны.
Строительство Самаро-Уфимской линии
проходило в сложных условиях. Трасса
пролегала по малонаселенной местности,
поэтому рабочих не хватало. Более трети
пути прокладывалось на твердых и
скалистых грунтах. Известняк доставляли
из близлежащих карьеров, а песок и
балласт приходилось везти издалека.
8 сентября 1890 года был построен участок
Уфа - Златоуст длиной 300 верст. С этого
времени дорога стала называться Самаро-
Златоустовской. Трасса пересекала
Уральский хребет и шла в Западную Сибирь,
соединяя ее рельсовыми путями с Москвой
и Петербургом. 22 октября 1892 года было
открыто движение на участке Златоуст
- Челябинск протяженностью 150 верст.
В 1953-54 осуществлена электрификация
участка Дёма - Кропачёво протяжённостью
170 км, входившего в выделявшуюся из
состава Куйбышевской железной дороги
Уфимскую железную дорогу (с 1949 по 1959).
Для новых локомотивов и обеспечения
движения тяжеловесных поездов частично
реконструировано депо Дёма и удлинены
почти все станционные пути на этом
участке. К концу 1958 сдан в эксплуатацию
последний на Уфимской железной дороге
участок Раёвка - Абдулино - Похвистнево
протяжённостью 250 км. Сквозное
безостановочное движение между ст. Дёма
и Кропачёво было обеспечено строительством
в 1951 второго пути на шестипролётном
мосту через р. Белую и завершением
сооружения в 1952 трёхпролётного моста
через р. Уфу.
Куйбышевская железная дорога вытянута
в широтном направлении с запада на
восток и обслуживает среднюю часть
Поволжья, а также связи между восточными
и западными районами страны. Более
половины протяженности дороги
электрифицировано. Это в основном две
широтные магистрали: Бугульминское и
Кропачевское направления.
Большой объем отправления грузов на
дороге, а также огромный транзитный
поток определяют весьма высокую
грузонапряженность на дороге.
Задание для самостоятельной работы.
Выявите достоинства и недостатки
железнодорожного транспорта и запишите
в тетрадях.
В
структуре вывоза Ввозят -уголь,
-нефтегрузы -металл
-лесные грузы -лес.
-химич. продукция
-стройматериалы
-машины
-соль.
Крупными станциями отправления являются
Уфа, Сызрань, Салават, Пенза, Тольятти,
Бугульма.
Важнейшая задача
- строительство новых железных дорог
на западе и северо-западе территории
республики.
3. Автомобильный
транспорт - один из самых дорогих.
Автомобильный транспорт имеет в основном
внутриреспубликанское значение и
принимает ограниченное участие в
межрайонных транспортно-экономических
связях республики.
Вопрос. Какое функцию выполняет
автомобильный транспорт в республике?
(перевозка грузов и пассажиров из
глубинок к железнодорожным станциям и
речным пристаням).
Историческая справка. Первое
документальное упоминание об автомобиле
на улицах Уфы относится к 1907 году. Тогда
этот вид транспорта (всего 3 штуки) не
мог конкурировать с извозчиками, число
которых превышало четыре сотни. Вплоть
до первой мировой войны автомобиль
продолжает оставаться не столько
средством передвижения, сколько роскошью.
В 1914 году в личном пользовании наиболее
богатых дворян имелось 15 легковых
автомобилей и 8 мотоциклов. За 1921 год
Центральным транспортным управлением
Уфимской губернии на 14 грузовых и 12
легковых автомобилях перевозятся 718
пассажиров и 88711 пудов груза. Тем не
менее, использование автомобилей носит
преимущественно сезонный характер,
продолжает доминировать гужевой
транспорт.
Необходимость развития автотранспорта
диктовалась высокими темпами роста
промышленности. В 1920-1930-х годах началось
стремительное развитие города, валовая
продукция за этот период увеличилась
в 16 раз. С ростом производства товарного
зерна увеличивались и перевозки грузов
сельского хозяйства, товаров народного
потребления в городе. Строительство
новых дорог, ремонт старых, применение
твердого покрытия на главных магистралях
также не могло не вызвать стимула к
росту автоперевозок грузов и пассажиров.
В 1923 году БашЦИК принимает решение «Об
усилении автотранспорта Башреспублики»,
после чего в 1924 году в Уфе открывается
регулярное пассажирское движение.
«Автобусами» становятся 3 грузовика,
которые и дают начало общественному
автотранспорту. И только в 1929 году
начинают курсировать собственно
пассажирские автобусы по междугородним
маршрутам Уфа-Стерлитамак и Уфа-Бирск.
К этому времени в Башкирии уже насчитывается
42 автобуса для внутри- и междугородных
перевозок.
Задание
для самостоятельной работы. 1.
Ознакомьтесь с текстом учебника стр.156
(автомобильный транспорт).
2. По карте география автомобильного
транспорта России выявить причины
такого расположения автомобильных
трасс.
Направления развития автодорожного
транспорта:
Прокладка новых магистралей
Завершение строительства автодорог с
твердым покрытием, соединяющие райцентры
с Уфой
Строительство дорог в сельской местности
Совершенствование выпускаемых моделей
автомобилей и автобусов
Увеличение значения автотранспорта с
дизельными двигателями.
Речной транспорт:
Речной транспорт имеет для Республики
Башкортостан важное социальное,
экономическое, экологическое значение.
Крепнущие связи с Россией способствовали
развитию «водных дорог». Огромное
значение для развития речного транспорта
сыграло открытие железных дорог и
медных месторождений на Урале. Развитие
судоходства многие десятилетия
сдерживалось неизученностью фарватера
реки Белой. Пароходы здесь появились
лишь в 1858 году, по истечении 50 лет с
момента изобретения первого парохода
в России, – на 12 лет позднее организации
регулярного пароходства на Каме. В 1918
году флот Бельского пароходства был
национализирован. На сегодняшний день
Открытое акционерное общество «Бельское
речное пароходство» имеет в своем
речном парке 180 грузовых и пассажирских
судов. В его состав входят
судостроительно-судоремонтный завод,
пристани на реках Белая и Уфа.
Историческая справка. История
развития внутреннего водного транспорта
республики уходит к середине 19 века.
Хозяйственное развитие Башкирии того
периода требовало транспортных связей
с центром России. Существующий тогда
гужевой транспорт не удовлетворял
потребностей развития края.
Летом 1857 года специальная комиссия
офицеров Казанского корпуса путей
сообщения, по распоряжению правительства,
произвела исследование реки Белой и
пришла к выводу о ее пригодности к
судоходству от устья до г. Стерлитамака.
Возникновение парового судоходства на
реках Белой и Уфе в Башкирии связано с
приходом в Уфу в августе 1858 года двух
пароходов Угличевского купца Журавлева
«Грозный» и «Быстрый».
А началом регулярного пассажирского
движения можно считать 12 мая 1859 года. В
тот день в Уфу прибыл пассажирский
пароход «Ольга» и было открыто движение
по маршруту Уфа-Казань. В 1860 году –
открыта грузовая линия Уфа – Нижний
Новгород.
Движение флота по рекам Башкирии
требовало обозначения судового хода
предостерегающими плавучими знаками,
улучшения водных путей, углубления
русла рек на участках судоходства. В
1878 году были утверждены «Правила
обстановки рек и озер предостерегательными
знаками». Для организации этой работы
к концу 19 века в составе Казанского
округа путей сообщения был образован
Уфимский технический участок.
До Октябрьской революции 1917 года в
Башкирии насчитывалось более 10 частных
судовладельческих компаний, которые
владели 21 товарно-пассажирским и 40
буксирными пароходами.
После национализации флота в июне 1918
года создается Уфимское управление
водным транспортом, которое, в период
с 1920 по 1933гг. организует регулярные
пассажирские рейсы по маршрутам Уфа -
Нижний Новгород, Уфа- Москва.
Дальнейшее развитие речного транспорта
Башкирии тесно связано с развитием в
Республике нефтедобычи и вводом в строй
первого нефтеперерабатывающего завода.
В 1937 году в г. Уфа было созданы Бельское
речное пароходство, Резкое увеличение
перевозок грузов речным транспортом
приходится на начало 50-х годов прошлого
века. Ежегодный прирост грузов составлял
в тот период 500 тыс.тонн. В 1952 году в
Бельском пароходстве впервые в
транспортной отрасли России стал
применяться метод толкания судов вместо
вождения их на буксире.
В 60-е годы в речном флоте Башкирии
происходит обновление транспортных
средств. На смену пароходам приходят
теплоходы, суда на подводных крыльях.
В 1977 году списывается последний пароход
«Адлер». География работы Бельских
речников расширяется - прокладываются
грузовые и пассажирские маршруты до
Астрахани, Ростова на Дону, Санкт-Петербурга,
прибрежных городов Азовского и Черного
морей.
Сегодня предприятие ОАО «Башкирское
речное пароходство» являются одними
из крупнейших и стабильных перевозчиков
среди предприятий России, обладающие
необходимой ремонтно-производственной
базой.
Добывая нерудные строительные материалы
в Бельском речном бассейне и одновременно
являясь перевозчиком - Бельское речное
пароходство полностью обеспечивает
крупнейшие предприятия строительной
отрасли Республики инертными материалами.
Большое место в деятельности пароходства
занимают пассажирские перевозки.
Комфортабельные теплоходы 305 серии
имеют на своем борту все необходимое
для организации как однодневных
экскурсий, так и длительных путешествий.
Суда башкирских речников работают в
бассейнах рек Волга, Кама, Дон. Ими
осуществляются перевозки грузов по
Балтийскому, Северному, Каспийскому и
Черному морям. Кроме АО «Бельское речное
пароходство» перевозки по рекам
осуществляет Башкирский филиал
нефтеналивного пароходства «Волготанкер».
Судоходные реки Башкортостана:
*река Белая от устья Сима до впадения в
Каму
*река Уфа- от села Нижний Суян до впадения
в Белую
*река Кама, с которой территория РБ имеет
соприкосновение на протяжении 40 км
(работа в контурных картах).
Воздушный транспорт.
Он используется в перевозке пассажиров,
срочных грузов (в том числе почты), в
провидении авиахимических работ в
сельской местности и лесном хозяйстве.
Применяется также в оказании скорой
медицинской помощи населению отдаленных
районов, патрулировании лесных массивов
в пожарный период.
Таблица. Особенности авиационного
транспорта.
Достоинства
|
Недостатки
и проблемы
|
универсальность
|
Кризисное
состояние отрасли
|
высокая
скорость передвижения
|
Высокая
себестоимость
|
возможность
перевозок на большие расстояния
|
Низкая
грузоподъемность
|
относительная
свободное размещение
|
Большое
потребление топлива
|
|
Наносит
существенный экологический ущерб
|
|
Зависимость
от погоды
|
|
Повышение
качества сервиса пассажиров
|
|