Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходПонедельник
2024-05-06
7:46 AM
Начало » Статьи » Семинар учителей

Транспортный комплекс Башкортостана.

Seminar id 031

Команда «Великолепная пятерка»

Разработала: Исмагилова Гульнар Фагимовна, учитель географии высшей категории МОБУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево МР Илишевский район Республики Башкортостан

Транспортный комплекс Башкортостана.

Цели урока:

  • продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о видах транспорта родного края;

  • сформировать понятие о транспортном комплексе РБ, о его особенностях, значении, составе и роли в экономике РБ и РФ;

  • сформировать представление о транспортной системе Башкортостана;

  • сформировать у учащихся представление о важнейших проблемах транспортного комплекса и пути их решения;

  • продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации;

  • развитие познавательного интереса;

  • воспитание экологической культуры.

Оборудование: презентация «Транспортный комплекс РБ», экономическая карта Башкортостана, атласы интерактивная карта «Транспорт России».


ХОД УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

-Какие отрасли промышленности, кроме легкой, выпускают товары народного потребления?

-Из каких отраслей состоит легкая промышленность Башкортостана? Дайте оценку изделий легкой промышленности РБ.

-Расскажите о сфере обслуживания. Что включается в состав сфер облуживания?

III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Транспорт - необходимое условие функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного как Россия.

Главная продукция транспорта - это перевозки грузов и пассажиров Роль транспорта (грузооборот или пассажирооборот) измеряется в тонно-километрах или пассажиро-километрах.

Основные задачи транспорта:

-обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны

-своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках

-повышение экономической активности работы транспорта.

Виды транспорта




Водные




Сухопутный



Воздушный




Речной



Морской




Ж\д



трубопровод






Связь



Авто








1. Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе страны. Главная задача - обеспечить надежную транспортную связь Республики Башкортостан с другими экономическими районами России.

Территорию республики пересекают железные дороги широтного направления, которая связывает европейскую часть страны с азиатской. Это, электрифицированная Сибирская магистраль, которая проходит через Уфу в Челябинск. От нее западнее Уфы ответвляется другая широтная электрифицированная магистраль Чишмы- Уруссу. На северо-западе территории проходит другая электрифицированная дорога Казань- Екатеринбург. Через станцию Карламан проходит Южно-Сибирская, которая идет до городов Тайшет-Усть-Кут и соединяется с Амурской магистралью.

Остальные железные дороги РБ имеют меридиональное направление, которые обслуживают внутриреспубликанские связи, кроме железной дороги Уфа-Оренбург.

Историческая справка. Куйбышевская железная дорога пролегает по территории Татарии, Башкирии, Мордовии, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, и Челябинской областей. Это крупнейшая магистраль, связывающая центральные и западные регионы страны с важнейшими экономическими районами Урала и Сибири.

8 сентября 1888 года введена в эксплуатацию Самаро- Уфимская железная дорога от станции Кинель до станции Уфа протяжением 452 версты. О строительстве дороги от Волги к Южному Уралу начали говорить еще в конце 70-х годов, но экономический кризис задержал железнодорожное строительство в России.

Вопрос об Уфимской линии вновь возник, когда была признана необходимость постройки Сибирской магистрали. Изыскания на участке Самара - Уфа начались еще в 1882-1883 годах. В 1885 году приступили к строительству дороги на средства казны.

Строительство Самаро-Уфимской линии проходило в сложных условиях. Трасса пролегала по малонаселенной местности, поэтому рабочих не хватало. Более трети пути прокладывалось на твердых и скалистых грунтах. Известняк доставляли из близлежащих карьеров, а песок и балласт приходилось везти издалека.

8 сентября 1890 года был построен участок Уфа - Златоуст длиной 300 верст. С этого времени дорога стала называться Самаро- Златоустовской. Трасса пересекала Уральский хребет и шла в Западную Сибирь, соединяя ее рельсовыми путями с Москвой и Петербургом. 22 октября 1892 года было открыто движение на участке Златоуст - Челябинск протяженностью 150 верст.

В 1953-54 осуществлена электрификация участка Дёма - Кропачёво протяжённостью 170 км, входившего в выделявшуюся из состава Куйбышевской железной дороги Уфимскую железную дорогу (с 1949 по 1959). Для новых локомотивов и обеспечения движения тяжеловесных поездов частично реконструировано депо Дёма и удлинены почти все станционные пути на этом участке. К концу 1958 сдан в эксплуатацию последний на Уфимской железной дороге участок Раёвка - Абдулино - Похвистнево протяжённостью 250 км. Сквозное безостановочное движение между ст. Дёма и Кропачёво было обеспечено строительством в 1951 второго пути на шестипролётном мосту через р. Белую и завершением сооружения в 1952 трёхпролётного моста через р. Уфу.

Куйбышевская железная дорога вытянута в широтном направлении с запада на восток и обслуживает среднюю часть Поволжья, а также связи между восточными и западными районами страны. Более половины протяженности дороги электрифицировано. Это в основном две широтные магистрали: Бугульминское и Кропачевское направления.

Большой объем отправления грузов на дороге, а также огромный транзитный поток определяют весьма высокую грузонапряженность на дороге.

Задание для самостоятельной работы.

Выявите достоинства и недостатки железнодорожного транспорта и запишите в тетрадях.

В структуре вывоза Ввозят -уголь,

-нефтегрузы -металл

-лесные грузы -лес.

-химич. продукция

-стройматериалы

-машины

-соль.

Крупными станциями отправления являются Уфа, Сызрань, Салават, Пенза, Тольятти, Бугульма.

Важнейшая задача - строительство новых железных дорог на западе и северо-западе территории республики.

3. Автомобильный транспорт - один из самых дорогих.

Автомобильный транспорт имеет в основном внутриреспубликанское значение и принимает ограниченное участие в межрайонных транспортно-экономических связях республики.

Вопрос. Какое функцию выполняет автомобильный транспорт в республике? (перевозка грузов и пассажиров из глубинок к железнодорожным станциям и речным пристаням).

Историческая справка. Первое документальное упоминание об автомобиле на улицах Уфы относится к 1907 году. Тогда этот вид транспорта (всего 3 штуки) не мог конкурировать с извозчиками, число которых превышало четыре сотни. Вплоть до первой мировой войны автомобиль продолжает оставаться не столько средством передвижения, сколько роскошью. В 1914 году в личном пользовании наиболее богатых дворян имелось 15 легковых автомобилей и 8 мотоциклов. За 1921 год Центральным транспортным управлением Уфимской губернии на 14 грузовых и 12 легковых автомобилях перевозятся 718 пассажиров и 88711 пудов груза. Тем не менее, использование автомобилей носит преимущественно сезонный характер, продолжает доминировать гужевой транспорт.

Необходимость развития автотранспорта диктовалась высокими темпами роста промышленности. В 1920-1930-х годах началось стремительное развитие города, валовая продукция за этот период увеличилась в 16 раз. С ростом производства товарного зерна увеличивались и перевозки грузов сельского хозяйства, товаров народного потребления в городе. Строительство новых дорог, ремонт старых, применение твердого покрытия на главных магистралях также не могло не вызвать стимула к росту автоперевозок грузов и пассажиров. В 1923 году БашЦИК принимает решение «Об усилении автотранспорта Башреспублики», после чего в 1924 году в Уфе открывается регулярное пассажирское движение. «Автобусами» становятся 3 грузовика, которые и дают начало общественному автотранспорту. И только в 1929 году начинают курсировать собственно пассажирские автобусы по междугородним маршрутам Уфа-Стерлитамак и Уфа-Бирск. К этому времени в Башкирии уже насчитывается 42 автобуса для внутри- и междугородных перевозок.

Задание для самостоятельной работы. 1. Ознакомьтесь с текстом учебника стр.156 (автомобильный транспорт).

2. По карте география автомобильного транспорта России выявить причины такого расположения автомобильных трасс.

Направления развития автодорожного транспорта:

  • Прокладка новых магистралей

  • Завершение строительства автодорог с твердым покрытием, соединяющие райцентры с Уфой

  • Строительство дорог в сельской местности

  • Совершенствование выпускаемых моделей автомобилей и автобусов

  • Увеличение значения автотранспорта с дизельными двигателями.

  1. Речной транспорт: Речной транспорт имеет для Республики Башкортостан важное социальное, экономическое, экологическое значение. Крепнущие связи с Россией способствовали развитию «водных дорог». Огромное значение для развития речного транспорта сыграло открытие железных дорог и медных месторождений на Урале. Развитие судоходства многие десятилетия сдерживалось неизученностью фарватера реки Белой. Пароходы здесь появились лишь в 1858 году, по истечении 50 лет с момента изобретения первого парохода в России, – на 12 лет позднее организации регулярного пароходства на Каме. В 1918 году флот Бельского пароходства был национализирован. На сегодняшний день Открытое акционерное общество «Бельское речное пароходство» имеет в своем речном парке 180 грузовых и пассажирских судов. В его состав входят судостроительно-судоремонтный завод, пристани на реках Белая и Уфа.

Историческая справка. История развития внутреннего водного транспорта республики уходит к середине 19 века. Хозяйственное развитие Башкирии того периода требовало транспортных связей с центром России. Существующий тогда гужевой транспорт не удовлетворял потребностей развития края.

Летом 1857 года специальная комиссия офицеров Казанского корпуса путей сообщения, по распоряжению правительства, произвела исследование реки Белой и пришла к выводу о ее пригодности к судоходству от устья до г. Стерлитамака.

Возникновение парового судоходства на реках Белой и Уфе в Башкирии связано с приходом в Уфу в августе 1858 года двух пароходов Угличевского купца Журавлева «Грозный» и «Быстрый».

А началом регулярного пассажирского движения можно считать 12 мая 1859 года. В тот день в Уфу прибыл пассажирский пароход «Ольга» и было открыто движение по маршруту Уфа-Казань. В 1860 году – открыта грузовая линия Уфа – Нижний Новгород.

Движение флота по рекам Башкирии требовало обозначения судового хода предостерегающими плавучими знаками, улучшения водных путей, углубления русла рек на участках судоходства. В 1878 году были утверждены «Правила обстановки рек и озер предостерегательными знаками». Для организации этой работы к концу 19 века в составе Казанского округа путей сообщения был образован Уфимский технический участок.

До Октябрьской революции 1917 года в Башкирии насчитывалось более 10 частных судовладельческих компаний, которые владели 21 товарно-пассажирским и 40 буксирными пароходами.

После национализации флота в июне 1918 года создается Уфимское управление водным транспортом, которое, в период с 1920 по 1933гг. организует регулярные пассажирские рейсы по маршрутам Уфа - Нижний Новгород, Уфа- Москва.

Дальнейшее развитие речного транспорта Башкирии тесно связано с развитием в Республике нефтедобычи и вводом в строй первого нефтеперерабатывающего завода.

В 1937 году в г. Уфа было созданы Бельское речное пароходство, Резкое увеличение перевозок грузов речным транспортом приходится на начало 50-х годов прошлого века. Ежегодный прирост грузов составлял в тот период 500 тыс.тонн. В 1952 году в Бельском пароходстве впервые в транспортной отрасли России стал применяться метод толкания судов вместо вождения их на буксире.

В 60-е годы в речном флоте Башкирии происходит обновление транспортных средств. На смену пароходам приходят теплоходы, суда на подводных крыльях. В 1977 году списывается последний пароход «Адлер». География работы Бельских речников расширяется - прокладываются грузовые и пассажирские маршруты до Астрахани, Ростова на Дону, Санкт-Петербурга, прибрежных городов Азовского и Черного морей.

Сегодня предприятие ОАО «Башкирское речное пароходство» являются одними из крупнейших и стабильных перевозчиков среди предприятий России, обладающие необходимой ремонтно-производственной базой.

Добывая нерудные строительные материалы в Бельском речном бассейне и одновременно являясь перевозчиком - Бельское речное пароходство полностью обеспечивает крупнейшие предприятия строительной отрасли Республики инертными материалами. Большое место в деятельности пароходства занимают пассажирские перевозки. Комфортабельные теплоходы 305 серии имеют на своем борту все необходимое для организации как однодневных экскурсий, так и длительных путешествий.

Суда башкирских речников работают в бассейнах рек Волга, Кама, Дон. Ими осуществляются перевозки грузов по Балтийскому, Северному, Каспийскому и Черному морям. Кроме АО «Бельское речное пароходство» перевозки по рекам осуществляет Башкирский филиал нефтеналивного пароходства «Волготанкер».

Судоходные реки Башкортостана:

*река Белая от устья Сима до впадения в Каму

*река Уфа- от села Нижний Суян до впадения в Белую

*река Кама, с которой территория РБ имеет соприкосновение на протяжении 40 км (работа в контурных картах).

  1. Воздушный транспорт.

Он используется в перевозке пассажиров, срочных грузов (в том числе почты), в провидении авиахимических работ в сельской местности и лесном хозяйстве.

Применяется также в оказании скорой медицинской помощи населению отдаленных районов, патрулировании лесных массивов в пожарный период.

Таблица. Особенности авиационного транспорта.

Достоинства

Недостатки и проблемы

универсальность

Кризисное состояние отрасли

высокая скорость передвижения

Высокая себестоимость

возможность перевозок на большие расстояния

Низкая грузоподъемность


относительная свободное размещение

Большое потребление топлива


Наносит существенный экологический ущерб


Зависимость от погоды


Повышение качества сервиса пассажиров



Категория: Семинар учителей | Добавил: geoglod (2010-02-12)
Просмотров: 5115

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 470
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz