Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходПонедельник
2017-07-24
7:48 PM
Начало » Статьи » Семинар учителей

seminar id.63. Ток-шоу с элементами исследования
Ток-шоу с элементами исследования по теме:
"Население Республики Башкортостан"
Учитель географии 1 категории Кожевникова Наталья Владимировна,
Республика Башкортостан, город Кумертау, МОУ СОШ 1 "Гармония"
Цели:
-продолжить формировать знания об изменении численности населения и естественного прироста, с выявлением причин
-закрепить понятия демография, депопуляция, численность населения, естественный прирост, естественная убыль, демографический взрыв и кризис
-закрепить умение анализировать картографический и статистический материал.
-воспитывать уважение толерантности и умение выражать собственное мнение
Задачи:
1. Формирование характеристики понятия "человек"
2. Воспитание информационной и исследовательской культуры, формирование гражданской позиции
3. Развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие навыков самостоятельного получения знаний, умений делать умозаключения и выводы
Оборудование:
Политико-административная карта Республики Башкортостан, компьютер, экран, демонстрационный материал, ладошки для голосования, человечки для определения будущего количества детей класса
Ход ток-шоу:
1. Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, дети!
Я рада приветствовать вас на ток-шоу, посвященном обобщению темы "Население Республики Башкортостан". Мы выслушаем мнение некоторых ученых, а вы выразите отношение по данной теме, используя карточки-ладошки: красный цвет - ответ "Да", зеленый цвет - ответ "Нет".

2. Актуализация знаний.
2.1. Поиск характеристики понятия "человек".
Учитель:
Человек - высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.
Как называется наука, которая занимается изучением населения /демография/.
Ребята, вы сами - действующие лица процессов движения населения, его размещения, миграции, прироста и убыли населения.
А кто вы в населении нашей республики?
Я - мама, жена, дочь, учитель, подруга, внучка.
А вы кто?
/Учитель просит ребят дать ответ на вопрос "Кто ты в республике?"/
3. Основная часть игры.
Внимание, прошу аудиторию выразить свое мнение по 1 вопросу: "Считаете ли вы себя индивидуумами, принадлежащими к одному биологическому виду?"
Голосуем: красный цвет - ответ "Да", зеленый - "Нет".
/подсчет результатов голосования и его оглашение/
"Да" - считают себя индивидуумами - ____чел., "Нет" - ____чел.
Итак, большинство респондентов в этой аудитории считают, что все здесь присутствующие принадлежат к одному биологическому виду. Выслушаем по этому поводу мнение антрополога.
Выступление антрополога.
Уважаемая аудитория! Наука и учение о происхождении человека утверждает, что все современные люди принадлежат к одному виду - Homo Sapiens. Единство человечества вытекает из общего происхождения. Различают несколько стадий становления человека: архантропы, палеоантропы и неоантропы.
(демонстрация рис.)
Мы - прямые потомки неоантропов - кроманьонцев. Они появились на Земле 40 000 лет назад. Такое название они получили по местонахождению останков в д. Кроманьон во Франции.
Учитель:
Все мы люди. Мы родились, живем и воспитываемся в семье. В семье человек рождается, живет и умирает. Семья во многом определяет наследственность ребенка, его национальную принадлежность, место жительства, социальный статус, мировоззрение. Самое главное - именно в семье становятся человеком. Но не только в семье воспитывается, получает любовь и заботу человек. Эти же самые блага человек получает и у государства, в котором он живет.
-Какое количество людей проживает в РБ?
-А какое количество россиян проживает в РФ?
-Сравните эти показатели. Сделайте выводы.
Демографическая судьба Республики Башкортостан очень сложная.
Внимание голосование: "Считаете ли вы, что численность Башкортостана на протяжении исторических периодов постоянно менялась?
Голосуем: красный цвет - ответ "Да", зеленый - "Нет"
/подсчет результатов голосования и его оглашение/
Итак, большинство респондентов в этой аудитории считают, что численность России на протяжении исторических периодов постоянно менялась. Выслушаем по этому вопросу мнение демографа.

Выступление демографа.(анализирует график изменения численности насления)
Учитель:
Из выступления демографа мы заметили, что численность населения Республики Башкортостан то увеличивалась, то резко снижалась.
-Назовите причины снижения и увеличения численности населения республики.
-Как называются эти увеличения и снижения?
Естественный прирост?
Каковы его причины?
Естественная убыль?
Каковы его причины?
Итак, почему, несмотря на войны, голод, репрессии, выезд за границу, численность республики до начала 1990-хгг. увеличивалась, а в последнее время - неуклонно сокращается? /Кризис в стране, нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне/
Подобные процессы уже происходили в большинстве европейских государств почти 100 лет назад.
Я предлагаю немного отдохнуть и посмотреть небольшие сценки.
Сценка 1
"Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
-Привет, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль "Мерседес", а два года назад, как я помню, был "Ситроен", и костюм за тысячу долларов.
-А у тебя все тот же старенький "Пежо"?
Да, да! Старенький "Пежо", милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!...
-Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого?"
-В каких странах могут происходить данная сцена?
-К какому типу воспроизводства населения можно отнести эту сцену?
Сценка 2
"Диалог между мужем и женой:
-Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
-Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы поговорить с тобой о важной проблеме, в их отсутствие, о планах, которые меня сейчас волнуют.
-Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогаф? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате - телевизор, видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
-Нет, нет, я не хочу этого+ Я хочу ребенка!
-Да ты с ума сошла!"
-В каких странах могут происходить данная сцена?
-К какому типу воспроизводства населения можно отнести эту сцену?
Учитель:
Чтобы стабилизировать ситуацию в РБ проводится система мер, направленных на увеличение рождаемости.
Выступление демографа-политика РБ (доплаты, субсидии, программы для молодых семей и т.д.)
Учитель:
Внимание голосование: "Считаете ли вы, что бы стабилизировать ситуацию в РБ нужно проводить демографическую политику?"
Голосуем: красный цвет - ответ "Да", зеленый - "Нет"
/подсчет результатов голосования и его оглашение/
Итак, большинство респондентов в этой аудитории считают, что бы стабилизировать ситуацию в РБ нужно проводить демографическую политику, направленную на увеличение рождаемости".
4. Динамическая пауза (терминологическая пауза)
Учитель:
Ребята, занимаясь на уроках географии, мы убедились, что изучение населения необходимо. А с чего начиналось изучение тем? С определения терминов. Сейчас мы вспомним и проверим, насколько вы помните терминологию.
/Диктант "в ладоши"/
-Сложите руки как для аплодисментов. Я буду называть слова, а вы будите хлопать в ладоши. Только будьте внимательны, хлопать нужно тогда, когда слово будет касаться темы "Население". Приготовились, начали.
Демография Дон Донбасс Воспроизводство Этнос
Этнология Эфиопия Естественный прирост Естественный отбор Естественная убыль Естествознание Миграция Эмиграция Инфляция Иммиграция Иммигрант Рождаемость Родители Численность Число Политика Демографическая политика Трудовые ресурсы Урбанизация Депопуляция Религия Возраст Возрастной состав
Молодцы! Спасибо!
5. Исследования детей.
Учитель:
На протяжении всей демографической истории Республики Башкортостан, показатели рождаемости в разные годы была разной. Тому свидетельство - ваши исследования, которое вы проводили на своей семье. Задача исследования состояла в следующем: каждый из вас должен был узнать количество детей, родившихся у прабабушек, бабушек, мам по одной линии - мамы или папы. На основании ваших исследований, вы построили график изменения количества детей в семьях, на горизонтальной оси - годы, на вертикальной - дети.
Давайте заслушаем самые яркие и интересные.
/выступление детей со своими исследованиями/
Примерные вопросы к исследованиям детей, которые задаются после их выступления:
Когда в их роду произошла смена типов воспроизводства?
Что повлияло на сокращение количества детей?
Сколько бы детей вы хотели иметь в будущем?
Учитель:
Вывод: по мере приближения к нашему времени, количество детей в семьях уменьшается. Почему, выразите свое мнение?
Внимание голосование: "Считаете ли вы, что для Башкортостана характерна убыль населения?"
Голосуем: красный цвет - ответ "Да", зеленый - "Нет"
/подсчет результатов голосования и его оглашение/
Итак, большинство респондентов в этой аудитории считают, что для нашей республики и для России в целом характерна убыль(увеличение) численности населения.
Выслушаем по этому поводу мнение статиста.
Выступление статиста: У нас в России самый низкий естественный прирост в мире, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие "русский крест".
/демонстрация и анализ рис. "Русский крест"/
4. Заключение.
Учитель:
А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее. Вы - будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?
Я прошу каждого из вас взять и закрепить на карте республики Башкортостан то количество человечков, сколько детей вы хотите иметь.
/крепление человечков на доске/
Итак, будущее класса. Давайте подсчитаем. /подсчет человечков/
А когда вы будите принимать решение во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните наше ток-шоу и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучали эту тему!
Всем спасибо за урок.
До встречи на интересных уроках географии.
Категория: Семинар учителей | Добавил: geoglod (2010-12-27)
Просмотров: 499

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 457
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz