Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходСуббота
2017-12-16
6:29 AM
Начало » Статьи » Семинар учителей

Национальный и религиозный состав Республики Башкортостан
Учитель географии МОБУ ООШ д.Убалары
Валиева Айгуль Тимерьяновна
Тема: Национальный и религиозный состав Республики Башкортостан.
Цели урока:
1) Обучающая: ознакомление учащихся с национальным и религиозным  составом населения республики Башкортостан; изучение причин многонациональности.
2) Развивающая: формирование практических умений использовать наглядный материал как источник информации, анализ статистических материалов.
3) Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучению географии родного края; уважительного отношения к различным национальностям.
Учебно-наглядный материал: атлас, учебники, карта «Республики Башкортостан», наглядные пособия, «Национальный состав «Республики Башкортостан», открытки с изображением народов, храмов, национальная музыка, дополнительная литература, аудиозаписи песен народов Башкортостана, схема «Языковое дерево народов».
Эпиграф:
Человечество расцвечено, разбогачено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, друг к другу тянуться с жаждой красоты и познания.
Валентин Распутин.
I. Сообщение темы, целей урока
Добрый день!
Уже в течение нескольких уроков мы изучаем население нашей Республики. Домашним заданием к сегодняшнему дню было: составить карту национального состава населения республики. И если посмотреть на карту, то можно отметить, что она очень пёстрая. Да, действительно, Башкортостан - одна из самых многонациональных республик Российской Федерации.
Сегодня на уроке мы познакомимся с национальным и религиозным составом населения республики. Объясним причины такого многообразия народов, проанализируем статистические материалы, а в качестве выводов поработаем с диаграммой. И, конечно же, познакомимся с традициями, культурой некоторых народов.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Национальный и религиозный состав населения Республики Башкортостан», запишите, пожалуйста, в тетради.
II. Новый материал
Многонациональность населения сложилось исторически, как результат местоположения региона на стыке нескольких этических ареалов и на основных путях давних и устойчивых миграционных потоков.
Вопрос:
1) На стыке каких этических ареалов расположен регион?
2) Назовите основные миграционные потоки.
Отвечают:
Вы правы. До середины ХVI века население Башкортостана оставалось этническим однородным и было представлено башкирами.
После добровольного вхождения башкир в состав Российского государства последовало проникновение в край русских военных и служивых людей, положившее начало массовому притоку сюда переселенцев. Процесс колонизации продолжался более, чем 3,5 века, в результате чего Башкортостан оказался заселённым выходцем из самых различных уголков европейской части страны. Этнографы отмечали: «... что нет, кажется такой нации в Европейской России, которая не имела бы своих представителей здесь...».
По данным переписи населения в республике Башкортостан проживают представители 30 национальностей, 10 из них численностью более 5 тысяч человек, и имеющих поселения, в которых данная нация представлена значительной группой.
И для того, чтобы систематизировать данные о народах, населяющих республику, составим таблицу на основе коротких докладов учащихся. (Презентация)

Национальность

Численность, тыс. чел.

Доля населения, %

Районы проживания

История заселения

1

Башкиры

948

22

 

Коренное население

2

Русские

1548

39

 

16 век - стрельцы, казаки, охранники отрогов

3

Татары

1186

28

 

Коренные народы

4

Чуваши

125

3

 

Насильственная христианизация - 17 массовое крещение нерусского населения - уезжали на свободные земли

5

Марийцы

114

2,7

 

6

Мордва

31

0,8

 

7

Удмурты

25

0,6

 

8

Белорусы

17

0,4

 

В ходе Столыпинской аграрной реформы, нехватка земель

9

Украинцы

74

2

 

10

Немцы

10

0,3

 

17 век - служба немецкого гарнизона, депортация

11

Латыши

2

0,07

 

Насильсвенное переселение, нехватка земель

12

Евреи

5

0,15

 

19 век - рекрутский набор детей евреев, миграция во время II мировой войны

Вопрос: Какова основная причина заселения республики?
А теперь, пользуясь данными нашей таблицы, отобразим на круговой диаграмме национальный состав Республики. (Все рисуют в тетради, один ученик - у доски.)
III. Домашнее задание
Домашнее задание. Запишите в дневники:
1) § 27, повторяем материал;
2) составить круговые диаграммы национального состава некоторых классов нашей школы.
(Приложение 1)
IV. Изучение нового материала (продолжение)
Пестрота национального состава населения Башкирии определяет разнообразие языкового и религиозного составов ее народов.
Вопрос:К каким языковым семьям и группам относятся народы, живущие в республике?
Отвечают:
1) Индоевропейская семья
а) Славянская группа:
- русские
- украинцы
- белорусы
б) Германская группа – немцы
в) Балтийская группа – латыши
г) Албанская группа – евреи
2) Алтайская семья
Тюркская группа:
- башкиры
- татары
- чуваши
3) Уральско-юкагирская семья
Фино-угорская группа:
- марийцы
- мордва
- удмурты
Молодцы!
Теперь посмотрим на схему религий Башкортостана (Презентация)
1. Христианство
А) Православная:
- русские
- украинцы
- белорусы
- чуваши
- марийцы
- мордва
- удмурты
Б) Католическая:
- латыши
- немцы
2. Мусульманство
- башкиры
- татары
- казахи
3. Иудаизм
- евреи
4. Старообрядческая церковь
5. Объединение евангельских христиан
- баптисты
V. Закрепление изученного материала и объявление оценок за урок
Итак, мы с вами рассмотрели тему сегодняшнего урока, а сейчас для закрепления пройденного материала, дайте положительные или отрицательные ответы на 6 вопросов. (Приложение 1)
1) Татары, коренные жители республики? («-»)
2) Башкиры занимают III место по численности среди народов Башкортостана? («+»)
3) Марийцы и чуваши заселили территорию республики в результате насильственной христианизации? («+»)
4) Удмурты и чуваши относятся к Уральской языковой семье? («-»)
5) Латыши и немцы исповедуют католицизм? («+»)
6) Башкиры по республике размещены в восточной её части? («+»)
Проверяют ответы, объявляют оценки за урок.
VI. Подведение итогов урока
1) Музыкальная викторина. (Музыка народов Башкортостана.)
2) Музыка каких народов звучит?
3) Давайте с вами подведём итоги урока:
а) Что вы узнали нового на уроке?
б) Дайте оценку результатов урока.
в) У нас успешно прошёл урок?
г) Как вы считаете, хорошо жить в многонациональной республике?
Я считаю, что многонациональность - мир многообразия обычаев, языков, традиций, культуры, уклада жизни, трудовых навыков. Её нужно ценить и ею нужно дорожить. Многонациональность - это радужность, музыкальность, чувственность и полнота мира.
4) Выступление учащихся (на родном языке). Стихи.
В результате тесного общения и взаимопонимания становится разнообразнее духовная жизнь и сознательный труд каждого народа. Уважайте друг друга, уважайте каждую нацию! Помните, какой вы национальности и гордитесь ею.
Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Учитель географии МОБУ ООШ д.Убалары
Валиева Айгуль Тимерьяновна
Урок географии в 9-м классе по теме
"Население Башкортостана"
Цели:
  1. Закрепить и проверить знания учащихся по теме: «Население РБ»
  2. Отработать умения обобщать и систематизировать знания по данной теме.
  3. Совершенствовать умения проводить анализ таблиц, графиков, диаграмм, навыков работы с тематическими картами.
  4. Нарабатывать умения решать задачи по определению естественного движения населения.
  5. Учить ребят применять знания в новой ситуации, делать выводы, предложения, на основе полученной информации.
  6. Продолжить формировать умения работать с компьютером, с ресурсами Интернет.
  7. Воспитывать усердие, старание при работе с ПК. Отработка приемов самостоятель ной деятельности  учащихся.
  8. Формировать у учащихся толерантного отношения к разным народам республики.
Тип урока: Урок- практикум. Урок закрепления знаний и умений по теме « Население
Башкортостана» на основе решения практических задач.
Накануне урока учащимся дается задание:
  1. повторить понятия и термины по теме;
  2. повторить основные вопросы по теме;
  3. потренироваться решать задачи по определению показателей естественного движения населения;
  4. провести социологические исследование по количеству детей в семье в ряде поколений;
  5. сформировать группы.
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная работа;
коллективная работа;
работа в группах.
Оборудование: Карты: « Политико-административная карта РБ», « Народы России»,
учебник Хисматова М.Ф « География Башкортостана»;
персональные компьютеры, подключенные к Интернет;
раздаточный материал для учащихся: статистические данные,
половозрастные пирамиды.
 
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка практических задач, для решения в группах.
Анализ выполненных заданий.
Формулировка выводов.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Ребята, на двух предыдущих уроках мы с вами прослушали лекции по теме  « Население Башкортостана».  Сегодня  у нас  урок- практикум, в ходе которого мы закрепим знания и умения по  данной теме.  Работать  будем  в двух группах. Группа А -  будет вести практические расчеты по населению республики, а  группа Б – расчеты по нашему населенному пункту – д.Убалар. Нам необходимо проанализировать сходства и различия  в ходе демографических процессов республики и  нашей деревни и сделать соответствующие  выводы.
2. Актуализация знаний .
У: Разместите на доске в правильной  последовательности таблички с понятиями « природа». « хозяйство», « население». Объясните предложенную вами последовательность.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением  на уроках географии необходимо.
 Задание1.
У: Прежде чем приступить к практическим расчетам повторим основные понятия по теме:
Предлагаю вам игру « Я знаю»… что такое…

Группа «А»
Демография
Естественный прирост
Миграция
Трудовые ресурсы
Патриотизм

 

Группа «Б»
* Нация
* Демографический взрыв
* Толерантность
* Урбанизация
* Агломерация

( если кто затрудняется, можете пользоваться словарями  экономических терминов)
3. Постановка проблем, для решения в группах. Коллективный поиск решения .

Группа « А»

  • Проведите анализ динамики численности населения  Башкортостана за последние  10 лет по статистическим материалам .

( см. приложение1)
Используя программу постройте график динамики численности населения Башкортостана.
Сделай  вывод.

* Проанализировать динамику уровня рождаемости, смертности и ЕП Башкортостана по данным комитета гос. статистики РБ
( см. приложение 2
)
Используя программу ЕХСЕL постройте график динамики рождаемости , смертности и ЕП для Башкортостана.

Сделайте выводы.
- Сокращение рождаемости происходило под воздействием более широкого участия  женщин в производстве;
- рост урбанизации;
- повышение возраста вступления в брак;
- ориентация семей на  малодетность;
- Повышение смертности связано с ухудшением экологической обстановки;
- Экономические трудности;
-

Группа « Б»
* Проведите анализ  динамики численности населения д. Убалар за последние 10 лет. (см. приложение 1
)
Используя программу ЕХСЕL  постройте  график  « Динамика  численности населения д. Убалар»
Сделайте вывод. Сравните с результатами по РБ

*Проанализировать динамику  уровня рождаемости смертности и естественного прироста д. Убалар по данным  таблицы  ( см приложение 2)
Используя программу ЕХСЕL  постройте график  динамики  рождаемости , смертности и естественного прироста  населения д. Убалар
Сделайте выводы .
Сравните с процессами  естественного движения населения в РБ
- Этот процесс находит подтверждение в нашей деревне. ЕП  до 2008 года был отрицательным.  В школе за последние 5 лет число учеников сократилось на 18 учеников.

Задание   « Домашнее»

Группа « А»
* Приведите  социологическое исследование  в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у бабушки, прабабушки.  Постройте график, проанализируйте его и сделайте выводы.  Выявите причины изменения количества детей в семьях.

 Учащиеся представляют  свои графики и делают выводы.
- Количество детей по сравнению с прошлым  сократилось.
-Причинами этого процесса явилось:
а) смена сельского образа жизни на городской
б) более высокий уровень образования;
в) повышение требований к условиям жизни;
г) ускорение темпов жизни;
д) экономическая нестабильность

Группа « Б»
*Нужно было изучить , сколько детей в семьях ваших родных , соседей , знакомых в д. Убалар 10 семей. 5 образованных до 1992г, а5 семей после 1992 года.
На основании данных построить столбчатые диаграммы.
Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:
- будет ли сокращаться население деревни при таком количестве детей в семьях?
- изменился ли тип воспроизводства населения на уровни семьи?
Вывод:
- Население деревни сокращается, т.к после 1992 года в семьях по 1 или2 ребенка.
- Тип воспроизводства сменился от расширенного к суженному

Задание   « Пирамида»
Учитель: Как вы объясните  слова: « Демографическая пирамида- это сегодняшний портрет страны, фотография прошлого или рассказ о будущем»?

Группа «А»
*Сделайте анализ повозрастной структуры населения РБ. ( см. рис 16  стр.81 учебника)
- Какого возраста людей в РБ больше всего?
-Кого рождается больше?
( на 100 мальчиков приходится 95 девочек)
- Кого больше в пожилом возрасте?
Выводы: За счет снижения рождаемости в РБ  произошло сокращение удельного веса детей.  Но вырос удельный вес  возрастной группы 60 лет и старше.  В составе мужского населения удельный вес тех, кому 60 и более лет, намного ниже, чем у женщин.

Группа « Б»
*Проведите анализ половозрастной пирамиды д. Убалар. (см. схему в работе « Население д. Убалар)

Сделайте выводы.
Сравните с данными по РБ.

Задание « Миграции»
Учитель: Башкортостан расположен между хорошо освоенной  европейской частью, и недавно начатой осваиваться азиатской. Поэтому миграция имела и имеет важное  значение в формировании населения.

Группа « А»
*Какова история миграционных потоков в РБ?
Почему Башкортостан притягивает миграционный поток?
- На контурную карту РБ нанесите стрелками основные потоки мигрантов. Укажите из каких регионов России.

Группа « Б»
* Перечислите семьи уехавшие из д. Убалар после1991 года. Что явилось причиной их переезда? (опережающее задание )

- Почему д.Убалар не притягивает мигрантов?
Выводы:
- нет работы;
- нет жилья;

-отдаленность от райцентра.

Задание « Демографические задачки»

Группа « А»

* Определить численность населения в стране на конец года, если на начало года она составила 10 480 000 чел.. За год в стране родилось 112 000 человек, а смертность составила 9,1 промилле.

Группа « Б»

*Численность населения района 20026 чел.
Естественная убыль  -152 чел.
Смертность 438 чел.
Определить сколько детей рождается в районе ежедневно.
Решение:
ЕУ=С ( Смертность) – Р ( Рождаемость)
-152= 438-Р
Р= 438-152 =286 чел
286чел:365 дней в году = 0,7

Категория: Семинар учителей | Добавил: geoglod (2011-01-14)
Просмотров: 3475

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 458
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz