Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходПонедельник
2017-10-23
11:10 AM
Начало » Статьи » Семинар учителей

Урок по теме «Население и демография России»

Учитель географии МБОУ СОШ с. Новое Барятино Стерлитамакского района

Габбасова Розалия Шакуровна

Урок по теме «Население и демография России»

(с использованием краеведческого материала)

Цели: 1)обобщить и закрепить знания по теме

2)учить учащихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предположения на основе полученной информации;

3)воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Оборудование: компьютер, таблицы, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель: цель нашего урока - обобщение и закрепление пройденного материала. Мы познакомились с населением России. Человек – высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются духовные и материальные ценности. Изучив различные процессы, выявив и обсудив важные проблемы, мы попробуем более глубоко проанализировать ситуацию в нашей стране и предложить пути решения некоторых проблем.

А начнем мы урок с отгадывания кроссворда по нашей теме.

II. Кроссворд

(учащиеся отгадывают кроссворд и выделяют ключевое слово. Кроссворд прилагается)

III Географический диктант (работа с терминами)

На доске написаны термины. Учитель читает определения, а учащиеся выбирают правильный ответ.

1.Воспроизводство. Ответы.

2.Естественный прирост населения. 1-2

3.Демографический взрыв. 2-1

4.Эмансипация. 3-12

4-5

5.Урбанизация. 5-3

6.Миграция. 6-13

7.Демографическая ситуация. 7-9

8.Трудовые ресурсы. 8-7

9.Рынок труда. 9-6

10.Поселение. 10-8

11.Агломерация. 11-10

12.Иерархия. 12-4

13.Демография. 13-11

1. Превышение количества родившихся над числом умерших.

2.Процесс «производства людей людьми».

3.Расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

4.Процесс роста городов, распространение городского образа жизни.

5. Резкое увеличение прироста населения в результате резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости.

6. Наука о народонаселении, его воспроизводстве.

7.Соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение.

8.Сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности.

9.Переселение, перемещение населения по территории.

10.Население, способное работать в народном хозяйстве.

11.Компактно застроенный участок с необходимым оборудованием для жизни и работы людей.

12.Освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков, отмена ограничений, уравнивание в правах.

13.Группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями.

(Учитель дает ответы. Учащиеся проверяют и ставят оценки).

IV. Работа по карточкам (индивидуальные задания).

Карточка № 1

Столбчатые диаграммы показывают численность населения крупнейших стран мира. Надпишите названия этих стран и определите место России по этому показателю.











































































































































































Карточка №2

Надпишите названия трех крупнейших народов, проживающих в России и Башкортостане. К каким языковым семьям они относятся?

Данные по России


61, 149 тыс. чел.


5, 29 тыс. чел.


4, 29 тыс. чел.







Данные по Башкортостану



1548,3 тыс. чел.


1186,2 тыс. чел.



940,8 тыс. чел.






(при затруднении используйте статистические данные и приложения № 1, №2)



Карточка № 3


Перечислите основные религии и исповедующие их народы


ислам





татары


V. Игра « Звездный час»

Учащиеся получают звездочки. В одном луче написан вопрос, а в остальных – варианты ответов. Необходимо выбрать верный ответ.


1.



Численность населения России

в настоящее время составляет 125

(млн. чел.)


160 141,2

2.Естественный прирост населения это –

А) превышение количества родившихся над числом умерших

Б) разница между числом въехавших и выехавших из страны

В) отношение въехавших в страну к числу родившихся за год.

3. Городами – миллионерами являются:

А) Саратов и Москва

Б) Уфа и Пермь

В) Новосибирск и Ижевск.

4. В азиатской части России плотность населения возрастает:

А) с юга на север

Б) с запада на восток

В) с севера на юг.

5.Значительная часть верующих исповедует ислам в:

А) Карелии и Чечне

Б) Чечне и Татарстане

В) Башкортостане и Калмыкии.

6. К славянской группе относятся:

А) башкиры

Б) русские

В) якуты.

7.Особая пестрота национального состава свойственна:

А) Северному Кавказу

Б) Западной Сибири

В) Уралу

8.Соотношение мужчин и женщин в России:

А) женщин больше, чем мужчин

Б) одинаково

В) мужчин больше, чем женщин

9.Отличием городских и сельских населенных пунктов, кроме численности жителей является:

А) занятость населения

Б) транспортные условия

В) материал постройки и этажность зданий

10.Демографическая ситуация в России в последние годы характеризуется:

А) снижением рождаемости и смертности

Б) снижением рождаемости и повышением смертности

В) повышением рождаемости и снижением смертности.

( последним отвечают на 10 вопрос).

Учитель: действительно, демографическая ситуация в России чрезвычайно сложна. Ежегодно сокращается численность населения России. Bureau of the Census (Мировой альманах и книга фактов, 2002г.) предсказывает, что в 2050г. в России будет проживать 122 млн. человек. Это на 24 млн. меньше, чем в 2001г. В течении полувека население будет ежегодно уменьшаться в среднем на 480 тыс. чел.

Россия по численности населения переместится на 13 место, уступив не только Китаю, Индии, США, Индонезии и Бразилии, но и Нигерии, Пакистану, Бангладеш, Филиппинам, ДРК, Эфиопии, Мексике.

А вот еще некоторые данные. Минимальные и максимальные значения численности населения России в 2025 и 2050 гг. согласно прогнозам:

2025г. 2050г.

Росстат,2005г. 126,2 – 146,3 ----

Центр демографии и экологии человека 119,2-130,6 85,7-112,3

2004г.

ООН, 2004г. 121,7 136,6 92,4-134,5

Деловая Россия, 2005г. 122,0-133,5 -----

Мы видим, что прогнозы не утешительны. Что же делать? Какие меры нужно предпринимать? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

VI. Групповая работа (работа с компьютером).

Задания. Используя материал, данный в компьютере, статистические данные, применяя полученные знания по теме, подготовьте сообщения по следующим вопросам:

1 группа. Можно ли снизить смертность в России?

2 группа. Можно ли повысить рождаемость?

VII. «Если бы я был …». Конкурс проводится на основе полученных знаний о демографии, демографической политике, проводимой нашим государством.

Задание. Если бы вы стали президентом нашей страны или республики, то какую демографическую политику стали проводить?

Ответы учащихся.

Подведение итогов урока.

1. Уменьшение численности населения.

2.Сосредоточение населения в отдельных районах, центрах, зонах.

3. Передвижение населения по территории.

4.Процесс « производства людей людьми».

5.Группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями.

6.Рост доли городского населения, распространение городского образа жизни.

7.Процесс заселения территории.

8.Роль, назначение поселений в обществе.

9.Один из типов воспроизводства.

10.Страна, занимающая 6 место по численности населения.


Приложение 1



Россия

Республика Башкортостан

Количество народов

130

113

Крупнейшие по численности народы (тыс. чел.)

Русские – 61,149 тыс. чел.

Татары – 5,029 тыс. чел.

Украинцы – 4,029 тыс. чел.

Русские – 1548, 3 тыс. чел.

Башкиры – 940,8 тыс. чел.

Татары – 1186,2 тыс. чел.












Категория: Семинар учителей | Добавил: geoglod (2011-01-17)
Просмотров: 5341

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 458
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz