Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходПонедельник
2017-10-23
11:12 AM
Начало » Статьи » Семинар учителей

seminar id 33 Урок на тему «Население Башкортостана:
seminar id 33
Урок на тему «Население Башкортостана: численность, воспроизводство, миграция»
Автор материала- учитель географии МОБУ Артакульская СОШ, Караидельского района, Республики Башкортостан Окунцева Татьяна Михайловна.

Цель: 1) Познакомиться с особенностями изменения численности населения РБ, их причинами;
с влиянием воспроизводства, миграций на численность населения в современный период;
2) Развитие умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причины;
3) Воспитание познавательного интереса к географии родного края.

Оборудование: Компьютер, презентация.
Ход урока:
  1. Вводная часть.
Приветствие.
Учитель: На прошлых уроках мы узнали о том, что наша республика располагает разнообразными по составу и значительными по величине природными богатствами. Но эти богатства могут служить основой хозяйственного развития, если имеется достаточное количество населения. Все материальные ценности, необходимые для жизни общества, создаются человеческим трудом с использованием природных условий и ресурсов. Поэтому численность населения, трудовые ресурсы, как и в любом регионе страны, оказывают существенное влияние на экономическое развитие страны.
Запись в тетрадях.
Итак, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Население Башкортостана: численность, воспроизводство, миграция»
Учитель: Для изучения данной темы нам нужно вспомнить некоторые термины и понятия из курса «Население и хозяйство России». Для этого мы проведем географический диктант (ответ – число или слово).
Запись в тетрадях.
  1. Численность населения России. (142млн.чел.)
  2. Средняя плотность населения России. (8,5 чел/км2)
  3. Процесс непрерывной смены поколений или естественное движение населения. (Воспроизводство)
  4. Число родившихся на тысячу жителей. (Рождаемость)
  5. Число умерших на тысячу жителей. (Смертность)
  6. Разность между числом родившихся и умерших. (Естественный прирост)
  7. Разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших за определенный срок. (Сальдо миграции)

Критерии оценки (взаимопроверка):
7 – «5»; 5,6 – «4»; 3,4 – «3».
Задаются дополнительные вопросы тем учащимся, у кого получились неудовлетворительные оценки.
  1. Основная часть.
Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы должны познакомиться с тем, как изменялась численность населения в РБ, начиная с досоветского периода; какие причины повлияли на это изменение, и какое влияние оказывают воспроизводство и миграции в РБ на численность населения в современный период.
Итак, используя табл.1 на стр.73 учебника и график (слайде 8) проследим динамику численности населения Башкортостана.
Анализ таблицы и графика. В досоветский период численность населения составила 2811 тыс.чел. (ЕП положительный, приток переселенцев).
Вопрос: Как вы объясните сокращение населения на 9,4% за 1913-1926гг?
Ученик: Это время гражданской войны и первой мировой – гибель людей, голод, эпидемии.
Учитель: В 1920-1922 годах от тифа и голода погиб каждый пятый житель республики. (Сравнить с графиком изменения численности населения на территории России, учебник Алексеева А.И., Николиной В.В., рис.10, стр.46).
Вопрос: Чем объяснить увеличение численности населения 1926-1939гг?
Ученик: Улучшение жизни, социально-экономические преобразования в республике вызвало увеличение рождаемости.
Учитель: Также сказалось создание нефтяной, машиностроительной отраслей промышленности, что вызвало приток специалистов и рабочих кадров из Баку, Москвы и др.
Вопрос: Отразилась ли Великая Отечественная война на численность населения?
Ученик: Да.
Учитель: Перепись населения была произведена в 1939-1959гг (через 20 лет), поэтому в таблице и на графике не заметно уменьшение численности населения в годы ВОВ, а ведь сокращение было до 0,5млн.чел., хотя на территории республики находилось одновременно около 300тыс. эвакуированных.
Вопрос: Чем объяснить довольно высокие темпы роста населения в период с 1956 по 1970гг?
Ученик: Создание крупной химической промышленности, замедление миграционного оттока.
Учитель: Далее вы видите по графику замедление темпов роста численности населения. Причину нужно искать в переменах, которые происходили в стране:
- экономический кризис;
- распад СССР.
Итак, численность населения РБ в 2002 г составила 4102,9 тыс.чел, а по данным на 1 января 2007 г. - 4051 тыс.чел. (запись в тетрадях). То есть ещё до недавнего времени численность в РБ возрастала.
Учитель: Когда же прошла последняя перепись населения? Когда будут известны результаты?
Вопрос: Возрастает ли численность населения в России?
Ученик: Нет. Начиная с 1993г население в РФ уменьшается со 149 до 145млн.чел. А по данным 2010-2011 г. уже составляет 142 млн.чел.
Учитель: Причину сложившейся ситуации следует искать в происходящих изменениях в воспроизводстве и миграции населения.
В дореволюционной Башкирии была типичная аграрная экономика. Для нее были характерны высокие рождаемость и смертность. За период 1861-1913гг в среднем в Уфимской губернии Р=49,6чел; С=32,1чел; ЕП=17,5чел. Улучшение жизни при советской власти привело к снижению смертности и повышению рождаемости.
Рассмотрим изменение ЕП населения в РБ с 1950г по таблице 2, стр75 , а также показатели рождаемости и смертности на графике (слайд 13).
Вы заметили, что в 1960г рождаемость в РБ увеличивается, а в РФ снижается. Причины этому: значительная доля сельских жителей и традиции коренных жителей иметь большие семьи.
Поэтому,( запись в тетрадях)
Демографический переход к современному типу воспроизводства населения в РБ наступил позднее.
Вопрос: В каком году произошло резкое сокращение рождаемости в Башкортостане?
Ученик: К 1970г.
Учитель: Смертность в эти годы осталась на том же уровне. Следовательно, решающее влияние на темпы ЕП оказывала рождаемость.
Работа с учебником. По тексту учебника выясните причины сокращения рождаемости и смертности, а также вспомните материал географии России.
Причины сокращения рождаемости:
- участие женщин в общественном производстве;
- урбанизация;
- более поздний срок вступления в брак молодежи (обучение);
- рост расходов на содержание и воспитание детей;
- безработица;
- неуверенность в завтрашнем дне;
- экологические причины.
Причины сокращения смертности:
- развитие здравоохранения;
- повышение уровня благосостояния и др.;
-решение экологических проблем.
Вопрос: Когда смертность начала превышать рождаемость, т.е. ЕП стал отрицательным?
Ученик: В России – в 1993г, в РБ – в 1997г.
Учитель: Итак, в 1997 г. в республике ЕП=-1,3, в 2002 г ЕП=-3,0. Между тем, данные таблицы1 свидетельствуют о продолжающем увеличении численности населения. Давайте выясним причину, почему такие возникли противоречия.
При рассмотрении истории заселения и освоения РБ, было указано, что с присоединением к Русскому государству в 1557г усилился поток переселенцев в Башкирию из многих регионов. А в годы гражданской войны было характерно выбытие населения. Затем снова прибытие в годы реконструкции хозяйства. Были и насильственные переселения в восточные районы «кулаков» и репрессированных. Также происходил выезд на новостройки, освоение целинных и залежных земель.
Сальдо миграции составило за 1959-1970гг = -230тыс.чел.
1971-1980гг = -296тыс.чел.
1981-1990гг = -252тыс.чел.
Причины: нехватка рабочих мест, малотрудоемкие отрасли и др.
С начала 90-х годов наблюдался миграционный приток. Сальдо миграции в 1991г = 5,8тыс.чел; в 1992г = 30,9тыс.чел; в 1992-1997г = 134тыс.чел.
Волна миграционных передвижений, сыгравшая свою положительную роль в изменении численности региона в 1990-х годах, постепенно угасла. В 2004г. сальдо миграции населения, впервые за последние 16 лет стало отрицательным. Превышение числа выбывших из республики людей над прибывающими в нее на постоянное место жительства продолжилось и в 2005 - 2006гг. Для Республики Башкортостан миграционные потоки 1990-х годов прошедшего века помогли "отодвинуть” депопуляционные явления на 6-7 лет. Миграционный прирост с 1993г. до 1999г. не только полностью "гасил” естественные потери населения, но и значительно перекрывал их. В 1993-1995гг., на которые приходился пик миграционной активности, миграционный прирост в 4-4,5 раза превышал объемы естественной убыли. В результате спада миграционной активности в 2000-2003гг. сальдо миграционных процессов позволяло лишь смягчить естественную убыль. В 2004-2006гг. отрицательное сальдо миграции усугубило процесс убывания населения республики.
Вопрос: Как вы думаете, откуда приезжают мигранты в РБ?
Ученик: Беженцы со стран СНГ, горячих точек северных районов (Саха, Красноярский край, Тюменская область и др.).
Учитель: Да. Возвращаются в основном выходцы из Башкортостана.
Вывод (запись в тетрадях):
Увеличение численности населения до недавнего времени РБ в условиях отрицательного ЕП происходило благодаря миграционному притоку населения, а в настоящее время сокращается.

3.Заключение.
Закрепление и систематизация знаний.
Подведем итоги. Итак, современные показатели населения следующие:

Показатель

Россия

РБ

Караидельский район

Артакуль

1.Численность населения



2.Рождаемость (на 1000 жителей)


3.Смертность (на 1000 жителей)


4.Естественный прирост


142млн.чел.

(2010г)


11,3

(2007г)


14,7

(2007г)

-3,4

(2007г)


4051тыс.чел.

(2007г)


12,7

(2007г)


13,6

(2007г)

-0,9

(2007г)


28,3тыс.чел.

(2002г)


11,5

(2006г)


16,1

(2006г)

-5,9

(2006г)


470

(2010 г)


6



8


-2




Интересные показатели в Артакуле за 1999год: Р-С=ЕП; 0-30=-30.

Вопросы на закрепление:
1) Увеличивается ли численность населения РБ?
2) Чему равен ЕП в РБ?
3) Что оказало влияние на изменение численности населения РБ?
Домашнее задание: § 19-21, ответить на вопросы в конце §



seminar id 33
Урок-игра «По Башкортостану»
Автор материала - Окунцева Татьяна Михайловна, учитель географии МОБУ Артакульская СОШ, Караидельского района, Республики Башкортостан.
Цели игры:
1.Формирование самостоятельной деятельности при составлении характеристики населения.
2.Продолжить формировать навыки и умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику населения республики.
3.Через игровую форму создать «образ населения республики».
4.Воспитывать умение работать в коллективе.
5.Развивать память, воображение, умение сравнивать.
Форма организации: групповая.
Оборудование:
  1. Игровое поле Приложение , прикреплённое к магнитной доске. Магнитные фишки для команд (3 шт) . Кубик (для определения количества ходов).
2. Половозрастные пирамиды для стран с 1 и 2 типом воспроизводства населения. Формулы типов воспроизводства населения. Круговые диаграммы, показывающие долю национальностей в РБ.
3. Коллаж «По Башкортостану».
Возможно организовать игру используя компьютер.
Правила игры:
Класс делится на три команды. Выбираются капитаны команд. Задача капитанов – руководить командой. Также капитан бросает кубик, передвигает фишку по игровому полю.
Учитель зачитывает соответствующий вопрос. Капитан решает, кто будет отвечать из команды. Если ответ, по мнению капитана, неверен, то капитан может поправить или дополнить ответ. Остальные участники игры могут высказать любые дополнения. За каждый правильный дополненный ответ получают жетоны. Такая форма проведения способствует повышению активности детей на уроке. Даже самые слабые ученики стараются дополнить, высказать своё мнение по каждому вопросу.
Играют «по кругу». Участники той команды, которые первой пересекут республику, получают дополнительно по два жетона каждый. Вторые по одному. Если команде выпадает ход 12, команда возвращается на ход 8. В конце урока подсчитываются жетоны у каждого. Набравшие наибольшее количество получают «5», остальные соответственно «4» и «3».
Вступительное слово учителя:
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Берёза же Великая Россия –
Так зелена, так высока!
Так образно писал о Башкортостане его народный поэт Мустай Карим. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам, где человек родился, вырос, живёт. По этому поводу известный географ К.Ю.Ефремов сказал: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю».
Я глубоко убеждена в том, что те знания, которые мы имеем о населении родного края, сделают нас духовно богаче и прибавят нам любви к своей Родине.
Сегодня мы с вами должны выяснить, как мы знаем свою республику, в частности, население.
Вопрос: Что необходимо сделать, чтобы дать характеристику населения?
Учащиеся: Необходимо знать численность, особенности воспроизводства, половой, национальный, религиозный состав и др.
Учитель: Именно это нам предстоит сделать.
Для этого мы с вами поиграем в игру, которая называется «По Башкортостану».
Вопросы для игры:
1.Чему равна численность населения республики? (Можно сравнить с численностью России, указать, сколько проживает в нашем районе).
(В РБ-4051тыс.чел(2007г), в России- 142 млн.чел(2010г), в Караидельском районе -28,3 тыс.чел(2002г)).
2.Когда прошла последняя перепись населения? (Можно назвать предыдущие).
(2010г, предыдущие в 2002г, 1989г).
3.Какая из формул типа воспроизводства населения характерна для Башкортостана? Чем характеризуется демографическая ситуация в республике в 90-х годах и в чём её отличие от России?
11,3-14,7=-3,4; 12,7-13,6=-0,9; 11,5-16,1=-5,9.
(12,7-13,6=-0,9. Демографическая ситуация практически по всем показателям выглядит более благоприятно, чем в большинстве регионов по России. Масштабы естественной убыли в РБ намного меньше общероссийских (11,3-14,7=-3,4). Для Караидельского района же всё наоборот: формула 11,5-16,1=-5,9).
4.Если бы мы изобразили половозрастную пирамиду для республики Башкортостан, то чем бы она отличалась от типичной для России?
(Отличие: более широкое основание, так как в РБ более высокая рождаемость).
5.Назовите города РБ, которые характеризуются наибольшим приростом населения.
(Межгорье, Благовещенск, Дюртюли, Сибай).
6.Назовите города, которые характеризуются убылью населения.
(Уфа, Белорецк, Ишимбай).
7.В каких сельских районах РБ наибольший прирост населения?
(Уфимский, Кармаскалинский, Бурзянский, Чишминский).
8.В каких сельских районах РБ отрицательный прирост населения?
(Благовещенский, Белорецкий, Караидельский).
9.Чему равна средняя плотность населения в Башкортостане? (можно сравнить со средней плотностью в России, в Караидельском районе).
(в РБ-28 чел/км2, в России – 8,5 чел/км2 , в Караидельском районе – 7,7чел/км2).
10.Назовите районы в РБ с наибольшей плотностью населения.
(Уфимский, Стерлитамакский, Краснокамский, Туймазинский).
11.Назовите район в республике, где самая низкая плотность населения.
(Белорецкий).
12.Назовите крупнейшие, крупные и большие города в РБ.
(Крупнейший – Уфа, крупный – Стерлитамак, большие – Салават, Октябрьский, Нефтекамск).
13.Назовите самые крупные сёла- райцентры.
(Толбазы, Чекмагуш, Кушнаренково, Буздяк, Месягутово).
14.Для Башкортостана характерны три основные нации. Какие? (Разговор о межнациональном общении, толерантности).
(Башкиры, русские, татары).
15.По круговой диаграмме определить какая доля соответствует трём основным нациям.
(Русские-36%, башкиры- 30%, татары- 24%).
16.Кто являются коренными жителями Башкортостана и какова их численность?
(Башкиры, 1221 тыс.чел на 2002г).
17.Чем занимались башкиры в IX-X веках?(Скотоводство, бортничеством, охотой, рыбной ловлей).
18.Назовите города, где численно преобладают башкиры (можно выяснить где русские, татары).
(Башкиры - Учалы, Баймак; русские – Уфа, Стерлитамак, Белорецк, Благовещенск, Бирск, Кумертау, Салават, Ишимбай; татары – Дюртюли, Туймазы, Агидель, Янаул).
19.Какие основные религии распространены в Башкортостане?
(Ислам, православие).
20.К каким языковым группам относят народы Башкортостана?
(Славянская, тюркская, финно-угорская и др.)
21.Каково соотношение полов в РБ?
(На 1000 женщин – 874 мужчин, в Караидельском районе на 1000 женщин – 922 мужчины, в Артакульской СОШ по переписи 2010 г 40 девочек и 51 мальчик).
22.Этот город второй после Уфы по численности населения и индустриальной мощи Башкортостана. Город основан в 1766 году как пристань для отправки по реке Белой поваренной соли, доставляющейся с илецких копей. Назовите город.
(Стерлитамак).
Подсчитывают количество набранных жетонов. Учитель оценивает учащихся.
Категория: Семинар учителей | Добавил: geoglod (2011-01-19)
Просмотров: 2563

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 458
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz