Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходВоскресенье
2017-08-20
3:18 AM
Начало » Статьи » Семинар учителей

Составление социологических опросников и их использование для уроков географии при изучении темы «Население».
Составление социологических опросников и их использование
для уроков географии при изучении темы «Население».
Учитель географии высшей категории МБОУ «Лицей №1» г.Стерлитамак, РБ Берсенёв Николай Александрович,
Id 079, команда Соляная Пристань

При изучении темы население России и населения Башкортостана очень важно чтобы обучающиеся не только рассматривали проблемы касающиеся всего государства или региона, но и как эти проблемы отражаютя на нашем городе, нашем Лицее. Важным здесь является умение искать и анализировать информацию, основой которой являются соцопросы.
На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.
В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития. В различных отраслях, ведомствах и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, связанные с оценкой качества продукции и выбором перспективной техники, с проведением профессиональной аттестации кадров. В географии социологические опросы могут дать как теоретическую, так и практическую информацию по многим проблемам, и, конечно, служить источником, подтверждающим или опровергающим многие мнения и тенденции характерные в нашем городе, стране, мире.
Структура и функции опроса
В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трех основных методов сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.
В комплексе перечисленных социологических методов в настоящее время наиболее популярен опрос. Его специфика состоит, прежде всего, в том, что источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. В основе опросного метода лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Обычно выделяют два больших класса опросных методов - анкетирование и интервьюирование, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами.
Целью массового опроса является получение информации о знаниях, мнениях, ценностных ориентациях и установках респондентов, отражающих их отношение к определенным событиям, явлениям действительности.
Требования к составлению опросов
При составлении опросников необходимо придерживаться ряда правил:
  1. Сначала определяется цель проведения опроса. Отдельными задачами становятся те вопросы, которые задаются респондентам.
  2. Определяется «круг опрашиваемых» в соответствии с целью опроса (учитывается возраст, пол, количественный состав и т.д.)
  3. Программа опроса должна быть детализирована. В ней, прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода.
В соответствии со степенью разработанности гипотез, знания направлений прогноза в инструментарий исследования включаются те или иные виды вопросов. В том случае, если исследователь располагает информацией лишь о возможных вариантах исхода прогнозируемого явления и затрудняется однозначно сформулировать их причины, предпочтительней в анкете эксперта использовать открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа. Если же исследователь располагает приемлемыми предположениями о причинах исхода прогноза, он сам может сформулировать прогностические гипотезы. Последние в виде утверждений составляют основу формализации анкеты эксперта.
Обработка информации
Законченное социологическое исследование состоит, как известно, из
четырех основных этапов: разработки программы исследования, полевого этапа - обора информации, ее обработки и анализа результатов. Каждый из этих этапов в свою очередь распадается на более мелкие части. Так, в программе должны быть представлены теоретический и процедурный разделы, а также обоснование выборки.
Завершающий этап исследований - анализ результатов. Он начинается с проверки гипотез: подтвердились ли они данными опроса. Иногда для этого достаточно просмотреть соответствующие таблицы, отпечатанные на компьютере. Так бывает в случае четкого соответствия гипотез, методических документов и стратегии обработки, что в социологической практике пока встречается редко. Чаще полученные данные допускают различные толкования, поэтому вопрос о подтверждении или опровержении гипотезы оказывается совсем не простым.
Анализ информации, а с ним и все исследование, завершается формулированием выводов и рекомендаций. Нужно определить, выполнены ли поставленные перед исследованием задачи и насколько полно, какие из них решены, а какие нет, рассмотреть причины, по которым некоторые задачи остались нерешенными. Необходимо показать, какой вклад исследование внесло в теорию изучавшейся проблемы и в поиск путей ее практического решения, сформулировать практические рекомендации по управлению изучавшимися социальными процессами.
Составление и проведение соцопросов учит правильно планировать свою работу, анализировать и систематизировать полученную информацию, которая интересна и взрослым и учащимся. Выводы, которые можно сделать из опросов, заставляют думать о прогнозе рассматриваемого явления на будущее. Итоги опроса могут служить материалом для работы на уроках географии и дополнительного анализа проблемы или явления.
Во время изучения темы по географии в 8 кл. «Воспроизводство населения» был составлен группой ребят и проведен соцопрос между учащимися 9-10 кл. МБОУ «Лицей №1» (50 человек: 25 девочек, 25 мальчиков). Цель: узнать отношение к многодетной семье. Будет ли рост населения.
На вопросы получены следующие результаты:
  1. Сколько вы планируете детей в своей будущей семье? 1 -58% (30% девочек и 28% мальчиков); 2 -36% (16% девочек и 20% мальчиков); 3 и больше - 6% (4% девочек и 2% мальчиков). Вывод: больше половины хотят иметь 1 ребенка (и мальчиков и девочек), очень мало хотят иметь 3 и более детей.
  2. Почему вы не желаете более 1 ребенка? (вопрос для данной категории) Материальные затруднения в выращивании и обучении детей - 84% (42% девочек и 42% мальчиков); не вижу необходимости иметь много детей -16% (9,5% девочек и 6,5% мальчиков) Вывод: большая часть опрошенных не хочет иметь много детей по материальным соображениям, и только небольшая часть планирует свою семью с 1 ребенком по отсутствии необходимости иметь много детей.
  3. Почему вы планируете 2 детей в семье? (вопрос для данной категории) нужна полноценная семья (сын и дочь) -33% (22% девочек и 11% мальчиков); получить президентский грант (250 тыс. руб. на рождение 2-го ребенка) -67% (22% девочек и 45% мальчиков) Вывод: на решение более половины опрошенных повлияла материальная помощь государства.
  4. Почему вы планируете 3 и более детей в семье? Нравятся дети -100% ( 66% девочек и 33% мальчиков);
  5. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: многодетную семью хочет иметь около 6% опрошенных из-за любви к детям, основная масса опрошенных хочет иметь 1 ребенка в семье по причинам главным образом финансовым, 2 детей хотят иметь главным образом из-за помощи государства (67% из желающих). Различия в ответах опрашиваемых разного пола незначительны.
  • ПРОГНОЗ: Если увеличить помощь государства, то увеличится рождаемость, многие захотят иметь больше детей. При данных показателях число жителей будет уменьшаться.
Данные соцопроса можно использовать при расчете естественного прироста населения на уроке географии.
Вывод: Нужно сделать соцопрос чтобы узнать при каких условиях респонденты захотят иметь больше детей.
После изучения темы «Миграция населения» по географии в 8 классе был проведен соцопрос между учащимися 10-11 кл. МБОУ «Лицей №1» (50 человек: 25 девочек, 25 мальчиков). Цель: установить тенденции к миграции учеников старших классов.
  1. Планируете ли вы после окончания Лицея переехать жить в другой город? ДА -76% ( 72% девочек и 80% мальчиков); НЕТ -20% ( 20% девочек и 20% мальчиков); НЕ ЗНАЮ - 4% ( 8% девочек и 0% мальчиков). Вывод: основная часть опрошенных (76%) собираются переехать из города и только 10% твердо решили остаться.
  2. По каким причинам вы собираетесь уехать из города? (вопрос для данной категории – кто хочет уехать) отсутствие перспектив в хорошо оплачиваемой работе -78% ( 82,5% девочек и 75% мальчиков); хочется посмотреть мир -13% ( 11% девочек и 15% мальчиков); другие причины – 8 % ( 5,5% девочек и 10% мальчиков). Вывод: Главная причина переезда в другой город отсутствие перспектив в хорошо оплачиваемой работе (особенно высока среди девочек).
  3. Почему вы хотите жить в г.Стерлитамак? (вопрос для данной категории – кто хочет остаться) Есть перспективы в работе - 60% ( 20% девочек и 40% мальчиков); отсутствие возможности уехать - 20% ( 10% девочек и 10% мальчиков); другие причины – 20 % ( 10% девочек и 10% мальчиков)

Рекомендуемая литература:

1.Гардон Л.А., Чертихина Э.С. Экспертная оценка гипотез при изучении
перспектив развития образа жизни. Социологические исследования. – 1983
2.Чередниченко В.В. Применение экспертных оценок в социологических
исследованиях. Социологические исследования. – 1981. №3
3.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,
методы. – М., 1987.
Категория: Семинар учителей | Добавил: geoglod (2011-02-19)
Просмотров: 4918

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 457
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz