Приветствую Вас Гость
 
Календарь новостей
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Главная страница » Семинар учителей » Регистрация » Вход Вторник
2020-08-11
1:19 PM
Семинар учителей

Ждем Ваших разработок.
  
При использовании материалов просим соблюдать авторские права.
 
 
Методическая разработка урока

«Черная и цветная металлургия Республики Башкортостан»

 

Разработал учитель географии   Средней школы № 141  Исламова Р.К.

Тема: Черная и цветная металлургия Республики Башкортостан.

2 часа

(урок  разработан для изучения данной темы  в Национальном музее РБ, в связи с большей наглядностью и большим количеством  экспозиций, посвященных данной теме. Соответственно больше вероятность лучшего усвоения  материала урока.)

Цель урока:

Сформировать  у учащихся представление о металлургическом комплексе РБ
Задачи урока:

Познавательные:

1.      Познакомить учащихся с важнейшими отраслями комплекса конструкционных материалов и непосредственно с историей развития металлургии в РБ.

2.       Сформировать у учащихся представление о черной металлургии, познакомив их с производством Белорецкого металлургического комплекса.

3.      Сформировать у девятиклассников представление о цветной металлургии Республики Башкортостан, ее составе, значении и роли в экономике РБ, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.

4.      Познакомить учеников с важнейшими проблемами металлургии, экономическими, экологическими, социальными.

Развивающие:

 1 .  Приобретать навыки получения знаний при осмотре и знакомстве с 

       экспонатами музея

 2. Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске  ответов на  поставленные задачи

Воспитательные:

1.      Развивать у  учащихся  интерес к познанию истории родного края

2.      Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю.

 

Перед выездом в музей учитель проводит инструктаж по поведению в музее и назначает ответственных за дисциплину и организацию работы.

 

Методика проведения урока в музее основана на выполнении учащимися заданий, систематизированных в рабочей тетради по географии Республики  Башкортостан.

Учитель объясняет, что ответы к вопросам нужно искать в экспозициях зала и внимательно слушать учителя или гида 

Во время экскурсии  учитель отвечает на вопросы учащихся, которые могут возникнуть по ходу урока.

. Время для самостоятельных работ устанавливается заранее, для выполнения каждого задания дается 7 минут. По окончанию работы учитель собирает рабочие тетради. Работы оцениваются по пятибалльной шкале.

Ход урока:

 1. Организационный момент

 2.  Знакомство с отраслями комплекса конструкционных материалов и  металлургического комплекса РБ возле экспозиции с историей развития металлургического комплекса в РБ.

3. Знакомство с черной металлургией РБ на примере экспозиции о Белорецком металлургическом комплексе

1.      4. Знакомство с цветной металлургией РБ можно начать с зала ландшафтов, продолжив его прохождением экспозиций важнейших месторождений медно-колчеданных руд, золотосодержащих горных пород с муляжами приисков и способов золотодобычи. Далее знакомство с рудами цветных металлов: меди, цинка - месторождения: Учалинское, Уваряж, Бакртау, Майское (Учалинский р-н), Семеновское (Баймакский р-н), Сибайское, также с рудами цветных металлов в осадочных толщах: алюминий, медь, свинец. Здесь же можно ознакомить детей с геологическими разрезами месторождений Учалинское, Турбинско-Гайское, Сибайское. Месторождения и рудопроявления хромитов, месторождения марганца (Кызыл-Таш). Закончить осмотр можно диорамой Учалинского горно-обогатительного комбината.

 

5.      Выполнение заданий в рабочих тетрадях (самостоятельно)

6.      Подведение итогов урока

 

Примеры заданий:

1.В рабочих тетрадях у учащихся имеется контурная карта, где учащиеся по мере прохождения экспозиций отмечают важнейшие месторождения медно-колчеданных руд (Учалинское, Сибайское, Подольское, Юбилейное, Октябрьское), золота (Муртыкты, Икдавлят), центров черной и цветной металлургии.

2.на круговой диаграмме отразить удельный вес добычи золота по типам месторождений, если в РБ ежегодно добывается 5500 кг. золота, в т.ч. в коренных месторождениях – 100 кг, в россыпных – 450 кг, а остальная часть извлекается в комплексных золотосодержащих рудах.

  


 

                            

3.После распада СССР РФ потеряла сырьевую базу некоторых цветных и черных металлов. Какими видами металлургического сырья РБ может частично восполнить эти потери? 

 

Задание на дом: §33 стр.132-133 по учебнику: Хисматов М.Ф.,    Сухов В.П. География Башкортостана, 2000г.

 

 

 

 Урок разработан                                Исламовой Розой Камилевной

                              

                                                     учителем географии СОШ №141 г.Уфы
  
  
 

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ  И ПОЧВЫ  БАШКОРТОСТАНА  2 часа

       Урок разработан для проведения занятий в национальном музее РБ по курсу «География Башкортостана» в 9 классах  общеобразовательных школ. 

Цель урока:

Сформировать  у учащихся представление о природных зонах РБ.

 Задачи урока:

Познавательные:

1.Продолжить формирование знаний о природно-территориальных комплексах;

2.Углубить их знания о природной зональности, ее особенностях; 3.Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах РБ;

4.Сформировать представления о возможностях хозяйственного использования природных зон и, связанных с этим, экологическими проблемами

Развивающие:

 1 .  Приобретать навыки получения знаний при осмотре и знакомстве  с 

       экспонатами музея

 2. Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске  ответов на  поставленные задачи

Воспитательные:

1.      Развивать у  учащихся  интерес к познанию природы родного края

2.      Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю.

Перед выездом в музей учитель проводит инструктаж по поведению учащихся в музее и назначает ответственных за дисциплину и организацию работы.

Методика проведения урока в музее основана на знакомстве в залах музея с природными зонами и, на выполнении учащимися заданий, предложенных в конце разработки. Учитель объясняет, что ответы к вопросам нужно искать в экспозициях зала и внимательно слушать учителя или гида 

Во время экскурсии  учитель отвечает на вопросы учащихся, которые могут возникнуть по ходу урока.

                                                                                                               

    Природные зоны – более или менее однородные по природным условиям территории, сформировавшиеся под влиянием определенных климатических факторов. Они закономерно сменяются от полюсов к экватору и от океанов  вглубь континентов. Большинство природных зон названо по преобладающему в них  типу растительности.

 

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Зал 105 – вводный.

          У большого глобуса   объяснить ученикам  изменение количества тепла, получаемое землей, с изменением  широты местности и к каким изменениям в климате это приведет.

  Продолжить работу у большой настенной физической карте РБ с приложениями дополнительных карт: климата, почв, природных зон, водных ресурсов, лесов и зоогеографической. Здесь совместно с учениками  выяснить последствия  изменения климата и влияние этого изменения на  остальные природные компоненты.

     2. Зал 106- Ландшафты РБ.

         Желательно начать изучение  с зоны тундр, которая представлена только фотографией, объяснив, что эта зона встречается только на вершинах (выше 1100м) гор  нашего Урала. Там же представлен почвенный разрез в виде фотографии.

Далее перейти к панораме, представляющей природную зону тайги.

Напомнить о том, что она расположена на севере Башкортостана и характеризуется континентальным климатом. Среднегодовая температура изменяется от 2,4 градуса на западе до 0,8 градуса на востоке. Среднегодовое количество осадков колеблется от 500 до 800 мм в год.

Обратить внимание на растительный и животный мир. Он

представлен на  экспозиции лосем, енотовидной собакой,  рысью, белой совой, мхами, лишайниками, елью, сосной,  лиственницей.

Рядом представлена экспозиция зимней тайги. Здесь представлены: кабан, куница, волк, рябчик, а так же имеется профиль почв тайги. Рассмотрев его, ребята  делают вывод о том, что гумусовый горизонт таежной почвы, по сравнению с тундровой, стал мощнее. Почему?

       3. Следом представлена панорама лесной зоны, со следующими видами животного мира :заяц-беляк и птицы- дятлы: седой, белоспинный, черный; тетерева, ворон и кедровка. Также представлен почвенный разрез.

 

Обращаем внимание на то, что лесная зона сильно изменилась под влиянием хозяйственной деятельности человека, и в первую очередь из-за вырубок. На месте этих лесов растут вторичные леса, состоящие из березы, липы, осины. Почти половина территории этой зоны приходится на долю пахотных земель. При этом изменяются и почвы. В них наблюдается постепенное накопление гумуса.

      Некоторые, не тронутые человеком, участки лесов (сосновые  и еловые леса, возле  п. Николо-Березовка, сосновые боры в Дюртюлинском районе у деревни Венеция) сохраняются и охраняются как памятники природы. Памятниками природы объявлены также живописные озера этой зоны: Большая и Малая Елань, Упканныкуль (в этом озере растет исчезающее растение- водяной орех-чилим).

       Бережного отношения к себе требуют не только памятники природы, но и вся неповторимая и богатая природа лесной зоны.

      4.  Лесостепная зона, занимающая большую часть Западного Башкортостана,  представлена  растительностью, характерной для РБ и животным миром: барсуком, лисицей, косулей, зайцем-русаком и птицами: галкой и вяхирем. Рассмотреть фотографию разреза почв этой зоны и дать ей характеристику.

      Охарактеризовать лесостепную зону, как район, благоприятный для хозяйственной деятельности человека. Здесь распространены плодородные черноземные почвы, равнинный рельеф, благоприятное для сельского хозяйства сочетание тепла и влаги, достаточно полноводные реки. В настоящее время в этой зоне преобладают антропогенные ландшафты. Пашня местами занимает до 65% всей территории зоны. Значительные площади занимают сенокосы, пастбища, сады и огороды. Здесь выращивается основная масса зерновых и технических культур.

       Здесь также много памятников природы: сосняки возле села Усень-Ивановское в Белебеевском районе, а также в районе дома отдыха  «Сосновый Бор» в Бирском районе. Живописны озера Асылыкуль и Кандрыкуль, г. Янгантау в  Салаватском районе, Стерлитамакские горы-одиночки (шиханы), на которых можно встретить окаменелые остатки древних морских животных,  Дуванские рифы.  Но человек вносит и туда свои коррективы. Например, шихан Шахтау почти исчез с лица Земли, так как Стерлитамакский содовый завод перерабатывает породы этой горы.

      5. Степная зона, распространенная в основном в Башкирском Зауралье представлена растительностью степей и животными: сурок степной, еж ушастый, конек обыкновенный. На карте эта зона выделена как горно-степная.

      Климат этой зоны континентальный, засушливый, растительность бедная (ковыль,  типчак). Рельеф равнинный, местами с мелкими грядами и сопками. Поверхностные воды скудные. Здесь очень часты засухи, а также ветровая эрозия почв, сопровождающаяся пыльными бурями.

Памятники природы- озера Мулдаккуль и Яктыкуль (на берегу этого озера расположены санаторий «Яктыкуль» и дома отдыха). У озера Яктыкуль есть второе название - Банное.

     6.  Не как природную зону, а как природный комплекс можно показать детям экспозицию околоводного пространства.  Экспозиция представлена  растительным  и животным миром озер - цапля серая, кряква с селезнем, утки - серая, шилохвост, широконоска, лысуха, ондатра, бобер.

 

 

Закрепление материала

   1. Используя карту или по памяти отметить цифрами последовательность смены природных зон в Западном Башкортостане с севера на юг

 -        степи 

 -        тайга

 -        тундра

 -        лесостепи

 -        лесная

   

  2. На витринах, в которых представлены некоторые муляжи животных и птиц, выбрать  представителей, характерных для определенных природных зон.

 

3.Как животные  приспособились к условиям тайги?

4.Лиственница – хвойное или лиственное дерево?

5.Почему почвы степей обладают высоким плодородием?

6.Почему в степях не растут деревья?

7.Какие опасные явления могут быть в степях?

8.Выбрать животных,  живущих в тайге:  лось, бурый медведь, бурундук, соболь, волк, косуля, выдра, выхухоль, бобер.

9.Что позволяет легко отличить друг от друга тундру, тайгу и степь?

  - формы рельефа

 - тип растительного покрова

 - наличие рек, озер, морей

 - действующие вулканы

10.Отметьте основные факторы, влияющие на формирование растительного покрова

 - животные

 - хозяйственная деятельность человека

 - землетрясения

 - климат

11.От чего зависит климат?

 - от формы Земли и наклона земной оси

 - от солнечной энергии

 - от жизнедеятельности животных

 - от растительного покрова

12.Как называется комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества? (охрана природы)

13.Как называются неожиданные, страшные по своим последствиям для человека, нарушения нормального хода природных процессов? (стихийные явления)

14.Научная разработка представлений о природе будущего – это?  (географический прогноз)

15. Памятники природы – это? (достопримечательные природные объекты, подлежащие охране)

16.Охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности – это?  (заказники)

17. Навечно изъятые из хозяйственного пользования территории, природа на которых охраняется, как и весь природный комплекс – это?  (заповедники)

 

Задание на дом: § 11,12  стр.44-53 по учебнику: Хисматов М.Ф.,    Сухов В.П. География Башкортостана, 2000г.

 

Урок разработан учителем географии сш.№141    Исламовой Р.К.                        

 

 

Сценарий игры разработан учителем географии СОШ № 17 г.Уфы  Сучковой А.В.

ИГРА «ЧТО?  ГДЕ? КОГДА?»

Цель игры - развитие творческих способностей учащихся. Воспитание чувства уважения к историческому прошлому республики, привитие любви к родному краю.

Оборудование:  игровой стол, разделенный на 10 секторов. В каждом секторе письмо с вопросом для игроков.

Ход игры.

За столом - команда игроков из 5 человек. Команда играет против учителей и учеников школы. На ответ отводится 1 минута. Досрочный ответ – команда получает дополнительную минуту. Игра длится до 5 победных  очков.

1 сектор. С вами играет учитель русского языка и литературы Данильченко Светлана  Антоновна:  «Много прекрасных сынов и дочерей,  согласно народным преданиям,  имел Урал-батыр.  Мужественную, сильную, волевую Идель выдал замуж за  чужедальнего батыра Валдая. А доверчивую и простую игрунью, баловницу, светлоглазую Агидель оставил при себе». Какой дочерью, старшей или младшей, была Агидель?.

2 сектор. К вам обращается с вопросом учитель биологии Гадельшина  Римма Закуановна: «Тополь этот необычен потому, что создан путем многолетних научных экспериментов.  В опыте участвовал и наш черный тополь-осокорь и ряд других  перспективных тополей. От каждого из них брались  лучшие свойства: скорость роста, неприхотливость к почвам».  Через минуту вам нужно назвать имя создателя этого растения. Его имя - производное от самого распространенного дерева России.

 3 сектор. Вопрос от учителя географии Сучковой Алевтины Витальевны: «Его именем названа скала на острове Галля в архипелаге Земля Франца Иосифа, вулкан на полуострове Камчатка, минерал, открытый в Забайкалье в1962 году, Институт геологии и геохимии Уральского научного центра Академии наук России. Он уроженец города Уфы, с золотой  медалью окончил школу-гимназию №11, позже - Санкт- Петербургский горный институт».

 4 сектор. Черный ящик. С вами играет учитель истории  Гареева Земфира Зайнутдиновна: «В городе Вейсмере (Германия) башкирский воин подарил И. В. Гете оружие. Лет через десять  Гете продемонстрировал Эккерману – своему личному секретарю – этот дар. «Вот он, - сказал Гете, доставая его из угла из кучи всякого редкого оружия. - Он все еще в том же состоянии, в каком был в 1814 году, когда меня почтил подношением один начальник башкирского отряда». Какое оружие было подарено Гете?

5 сектор. Вопрос от ученицы 11а класса Байдуровой Юлии: «На высоких уфимских холмах, где были когда-то сторожевые засеки казаков, охранявших Уфу от недругов с севера и юга,  установлены 2 памятника. За 1 минуту вам нужно назвать имена 3-х прославленных башкирских воинов, чьи имена увековечены в памятниках».

 6 сектор. Демонстрируется фрагмент памятника «Монумент Дружбы». Вы знаете, что этот памятник воздвигнут в честь присоединения Башкирии к России. Какую ошибку совершил скульптор, создавая этот проект?

7 сектор. С вами играет ученица 11 В класса Илалова Альфия: «В 1557 году  произошло важное событие для нашего города и всей республики. Спустя 400 лет, в честь этого события был сооружен памятник  в городе Уфе». Какое событие произошло, и какой памятник был сооружен?

 8 сектор. Блиц турнир. За минуту нужно ответить на 3 вопроса.

- Краса лошади грива, краса егета………?

Десять крыльев распахнула.

Белый чекмень накинула.

Голову в небо устремила.

Сама синим зипуном накрылась,

Из синей травы стог поставила,  

Верхушку открытой оставила. –

Не хвались серебряной уздечкой, хвались…..

Чем должен был хвалиться егет?

9 сектор. Черный ящик. «Русский писатель Аксаков С. Т. детские годы провел в Уфе. За 1 минуту вам нужно будет назвать предмет, который здесь находится, он тесно связан с названием книги, которая появилась в 1847 году».

10 сектор.  «Гордость здешних мест - знаменитая башкирская пчела, завоевавшая своим медом  золотые и серебряные медали на многих всемирных выставках. Бродя по лесу, можно наткнуться на борти - дикие ульи. Здесь преобладают липы, и когда плывешь по реке в пору цветения, душистый аромат кружит голову». Как зовут знаменитую пчелу?

 
 
Трунова Л.И. Моя концепция
 

Тема, над которой я работаю, -  “Формирование познавательной и творческой деятельности через практические и самостоятельные работы”.

Своей целью я ставлю:

1) добиваться активной посильной работы учащихся на уроке, выполнять работу добросовестно и старательно;

2) сформировать устойчивое понимание учащимися значения деятельности каждого фактора как фактора в отношении природы и общества.

Задачи для реализации темы:

1) дать учащимся систему знаний  о природе, населении, хозяйстве своей Родины и странах мира;

2) развивать у учащихся умение наблюдать и объяснять явления, происходящие в природе, повседневной жизни, обществе;

3) активизировать интеллектуальный потенциал каждого ребенка;

4) ознакомить учащихся с основными методами географической науки и сформировать соответствующие им познавательные и практические умения, навыки;

5) изучить воздействие производственной деятельности современного общества на географическую оболочку.

Традиционная технология предполагает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения. Обучение в массовой школе преобладает над воспитанием, а хотелось бы сформировать в каждом ученике личность творческую, активную, образованную. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения  и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Они берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют организацию деятельности детей, применяют разнообразные мощные средства обучения (компьютер), перестраивают содержание образования, что сделать в рамках массовой школы, думаю, сложно.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям относятся и игровые. Мы начинаем применять их с первой встречи школьника с географией, т.е. с 6 по 11 класс. Выделяем игры разного типа: познавательные, развивающие, творческие, обучающие, обобщающие, диагностические.

В подростковом возрасте наблюдается потребность в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте являются нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность.

Чтобы развить мыслительные способности, создаем на уроке проблемную ситуацию, чем вызываем активную самостоятельную деятельность по разрешению ее, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками.

При традиционном обучении можно интенсифицировать обучение, раскрыв резервы классно-урочной системы, при помощи ЛОК Шаталова, синхронного моделирования. Ведь работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается целым рядом приемов и методических решений, что делает урок интересным, обучающим.

Широко можно применять групповые технологии при организации коллективной познавательной деятельности. Состав групп разноуровневый по обученности, информи-рованности, совместимости учащихся. Это диспуты, уроки-путешествия, конференции.

Даже в классах ЗПР применяем как способ учебной работы – не догматический метод, а эвристический и исследовательский. Они-то и характерны для развивающего обучения. Любой урок должен выполнять образовательную, воспитательную и развивающую задачу.

Для лучшего усвоения материала предлагаю мною разработанные экономические модели, схемы. Основными формами проверки усвоенного материала являются такие, как тестирование, групповой взаимоконтроль, выступления с сообщениями на определенную тему, “поиск ошибок”. Результаты изученного материала могут быть представлены в виде плакатов, картин, рисунков, реклам, картосхем, моделей природных объектов, групповых творческих проектов и отчетов, кроссвордов, экономических моделей и схем.

 
 
 

Отзыв на статью « Новая концепция географическогообразования» Горбанева В.А. решила написать.

Я полностью согласна с автором , что концепции географического образования в нашей стране наверное нет, а есть программа изучения курсов географии в разных классах.

      Согласна и с тем, что курс очень тяжел, изобилует множеством узких вопросов и подробностей, которые обычному ученику, который не собирается стать географом и посвятить себя географии, может быть никогда в жизни и не пригодятся.  Этой нагруженностью мы только отталкиваем от своего предмета учеников, особенно добросовестных, привыкших выполнять все указания учителя. И изучают они предмет не потому, что он нравится им, а потому, что надо. Следовательно, надо разгрузить предмет  и оставить в первую очередь именно те  темы и вопросы, которые непосредственно влияют на процесс формирования мировоззрения и культурных ценностей ребенка. Ведь мы, географы играем немаловажную роль в этом вопросе. Именно мы вносим довольно большой вклад в формирование культурных ценностей ребенка. Наша основная задача и состоит в том, чтобы привить ребенку любовь к Земле, Родине, научить его общаться с природой, не нанося ей вреда, думая о будущих поколениях и  о том, что же останется после них.

     Кроме этого, часто не учитываются межпредметные связи, когда один и тот же вопрос изучается в нескольких дисциплинах. При этом чаще всего, учителя считают, что не обязательно серьезно останавливаться на этом вопросе, так как он изучается и на других уроках. В итоге он везде изучается поверхностно, хотя времени на его изучение затрачено много. Вот и топчемся на месте и тут,  и там. Соответственно необходимо, чтобы Министерство образования учитывало и это обстоятельство при разработке концепции изучения и программы предмета.

      Меня интересует также  вопрос о том, с какой целью географию начинают изучать во 2 классе. Во-первых, учителя начального блока не знают специфики предмета, и чаще всего формируют неверные представления. Когда же дети переходят в среднее звено, учителю географии приходится заново переучивать детей, менять сложившиеся понятия, а это и потеря времени,  и возникающие при этом трудности. Кроме этого, ученики начальных классов, просто еще не готовы воспринимать  такую сложную информацию.

     И еще, конечно обидно, что наш предмет пытаются оттеснить на задний план.

Но ведь в какой- то мере мы сами тоже в этом виноваты. Мы мало пропагандируем свой предмет и мало отстаиваем свои интересы. Ведь этих чиновников и министров в свое время обучали учителя, которые не смогли привить им любовь к своему предмету, вот и выросли они черствыми и бездушными не только по отношению к природе, но и ко всему человечеству. Надо доказывать  что,  уменьшив время на изучение одного из мировоззренческих предметов - географии, мы рискуем получить общество, которое постепенно подведет себя к самоуничтожению

 

С уважением  Исламова Р.К. учитель  СОШ № 141.

 
Меню сайта
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 461
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz