Семинар учителей
Ждем Ваших разработок. |
При использовании материалов просим соблюдать авторские права.
Методическая разработка урока
«Черная и цветная металлургия Республики Башкортостан»
Разработал учитель географии Средней школы № 141 Исламова Р.К.
Тема: Черная и цветная металлургия Республики Башкортостан.
2 часа
(урок разработан для изучения данной темы в Национальном музее РБ, в связи с большей наглядностью и большим количеством экспозиций, посвященных данной теме. Соответственно больше вероятность лучшего усвоения материала урока.)
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о металлургическом комплексе РБ
Задачи урока:
Познавательные:
1. Познакомить учащихся с важнейшими отраслями комплекса конструкционных материалов и непосредственно с историей развития металлургии в РБ.
2. Сформировать у учащихся представление о черной металлургии, познакомив их с производством Белорецкого металлургического комплекса.
3. Сформировать у девятиклассников представление о цветной металлургии Республики Башкортостан, ее составе, значении и роли в экономике РБ, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.
4. Познакомить учеников с важнейшими проблемами металлургии, экономическими, экологическими, социальными.
Развивающие:
1 . Приобретать навыки получения знаний при осмотре и знакомстве с
экспонатами музея
2. Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные задачи
Воспитательные:
1. Развивать у учащихся интерес к познанию истории родного края
2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю.
Перед выездом в музей учитель проводит инструктаж по поведению в музее и назначает ответственных за дисциплину и организацию работы.
Методика проведения урока в музее основана на выполнении учащимися заданий, систематизированных в рабочей тетради по географии Республики Башкортостан.
Учитель объясняет, что ответы к вопросам нужно искать в экспозициях зала и внимательно слушать учителя или гида
Во время экскурсии учитель отвечает на вопросы учащихся, которые могут возникнуть по ходу урока.
. Время для самостоятельных работ устанавливается заранее, для выполнения каждого задания дается 7 минут. По окончанию работы учитель собирает рабочие тетради. Работы оцениваются по пятибалльной шкале.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Знакомство с отраслями комплекса конструкционных материалов и металлургического комплекса РБ возле экспозиции с историей развития металлургического комплекса в РБ.
3. Знакомство с черной металлургией РБ на примере экспозиции о Белорецком металлургическом комплексе
1. 4. Знакомство с цветной металлургией РБ можно начать с зала ландшафтов, продолжив его прохождением экспозиций важнейших месторождений медно-колчеданных руд, золотосодержащих горных пород с муляжами приисков и способов золотодобычи. Далее знакомство с рудами цветных металлов: меди, цинка - месторождения: Учалинское, Уваряж, Бакртау, Майское (Учалинский р-н), Семеновское (Баймакский р-н), Сибайское, также с рудами цветных металлов в осадочных толщах: алюминий, медь, свинец. Здесь же можно ознакомить детей с геологическими разрезами месторождений Учалинское, Турбинско-Гайское, Сибайское. Месторождения и рудопроявления хромитов, месторождения марганца (Кызыл-Таш). Закончить осмотр можно диорамой Учалинского горно-обогатительного комбината.
5. Выполнение заданий в рабочих тетрадях (самостоятельно)
6. Подведение итогов урока
Примеры заданий:
1.В рабочих тетрадях у учащихся имеется контурная карта, где учащиеся по мере прохождения экспозиций отмечают важнейшие месторождения медно-колчеданных руд (Учалинское, Сибайское, Подольское, Юбилейное, Октябрьское), золота (Муртыкты, Икдавлят), центров черной и цветной металлургии.
2.на круговой диаграмме отразить удельный вес добычи золота по типам месторождений, если в РБ ежегодно добывается 5500 кг. золота, в т.ч. в коренных месторождениях – 100 кг, в россыпных – 450 кг, а остальная часть извлекается в комплексных золотосодержащих рудах.
3.После распада СССР РФ потеряла сырьевую базу некоторых цветных и черных металлов. Какими видами металлургического сырья РБ может частично восполнить эти потери?
Задание на дом: §33 стр.132-133 по учебнику: Хисматов М.Ф., Сухов В.П. География Башкортостана, 2000г.
Урок разработан Исламовой Розой Камилевной
учителем географии СОШ №141 г.Уфы
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ И ПОЧВЫ БАШКОРТОСТАНА 2 часа
Урок разработан для проведения занятий в национальном музее РБ по курсу «География Башкортостана» в 9 классах общеобразовательных школ.
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о природных зонах РБ.
Задачи урока:
Познавательные:
1.Продолжить формирование знаний о природно-территориальных комплексах;
2.Углубить их знания о природной зональности, ее особенностях; 3.Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах РБ;
4.Сформировать представления о возможностях хозяйственного использования природных зон и, связанных с этим, экологическими проблемами
Развивающие:
1 . Приобретать навыки получения знаний при осмотре и знакомстве с
экспонатами музея
2. Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные задачи
Воспитательные:
1. Развивать у учащихся интерес к познанию природы родного края
2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю.
Перед выездом в музей учитель проводит инструктаж по поведению учащихся в музее и назначает ответственных за дисциплину и организацию работы.
Методика проведения урока в музее основана на знакомстве в залах музея с природными зонами и, на выполнении учащимися заданий, предложенных в конце разработки. Учитель объясняет, что ответы к вопросам нужно искать в экспозициях зала и внимательно слушать учителя или гида
Во время экскурсии учитель отвечает на вопросы учащихся, которые могут возникнуть по ходу урока.
Природные зоны – более или менее однородные по природным условиям территории, сформировавшиеся под влиянием определенных климатических факторов. Они закономерно сменяются от полюсов к экватору и от океанов вглубь континентов. Большинство природных зон названо по преобладающему в них типу растительности.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Зал 105 – вводный.
У большого глобуса объяснить ученикам изменение количества тепла, получаемое землей, с изменением широты местности и к каким изменениям в климате это приведет.
Продолжить работу у большой настенной физической карте РБ с приложениями дополнительных карт: климата, почв, природных зон, водных ресурсов, лесов и зоогеографической. Здесь совместно с учениками выяснить последствия изменения климата и влияние этого изменения на остальные природные компоненты.
2. Зал 106- Ландшафты РБ.
Желательно начать изучение с зоны тундр, которая представлена только фотографией, объяснив, что эта зона встречается только на вершинах (выше 1100м) гор нашего Урала. Там же представлен почвенный разрез в виде фотографии.
Далее перейти к панораме, представляющей природную зону тайги.
Напомнить о том, что она расположена на севере Башкортостана и характеризуется континентальным климатом. Среднегодовая температура изменяется от 2,4 градуса на западе до 0,8 градуса на востоке. Среднегодовое количество осадков колеблется от 500 до 800 мм в год.
Обратить внимание на растительный и животный мир. Он
представлен на экспозиции лосем, енотовидной собакой, рысью, белой совой, мхами, лишайниками, елью, сосной, лиственницей.
Рядом представлена экспозиция зимней тайги. Здесь представлены: кабан, куница, волк, рябчик, а так же имеется профиль почв тайги. Рассмотрев его, ребята делают вывод о том, что гумусовый горизонт таежной почвы, по сравнению с тундровой, стал мощнее. Почему?
3. Следом представлена панорама лесной зоны, со следующими видами животного мира :заяц-беляк и птицы- дятлы: седой, белоспинный, черный; тетерева, ворон и кедровка. Также представлен почвенный разрез.
Обращаем внимание на то, что лесная зона сильно изменилась под влиянием хозяйственной деятельности человека, и в первую очередь из-за вырубок. На месте этих лесов растут вторичные леса, состоящие из березы, липы, осины. Почти половина территории этой зоны приходится на долю пахотных земель. При этом изменяются и почвы. В них наблюдается постепенное накопление гумуса.
Некоторые, не тронутые человеком, участки лесов (сосновые и еловые леса, возле п. Николо-Березовка, сосновые боры в Дюртюлинском районе у деревни Венеция) сохраняются и охраняются как памятники природы. Памятниками природы объявлены также живописные озера этой зоны: Большая и Малая Елань, Упканныкуль (в этом озере растет исчезающее растение- водяной орех-чилим).
Бережного отношения к себе требуют не только памятники природы, но и вся неповторимая и богатая природа лесной зоны.
4. Лесостепная зона, занимающая большую часть Западного Башкортостана, представлена растительностью, характерной для РБ и животным миром: барсуком, лисицей, косулей, зайцем-русаком и птицами: галкой и вяхирем. Рассмотреть фотографию разреза почв этой зоны и дать ей характеристику.
Охарактеризовать лесостепную зону, как район, благоприятный для хозяйственной деятельности человека. Здесь распространены плодородные черноземные почвы, равнинный рельеф, благоприятное для сельского хозяйства сочетание тепла и влаги, достаточно полноводные реки. В настоящее время в этой зоне преобладают антропогенные ландшафты. Пашня местами занимает до 65% всей территории зоны. Значительные площади занимают сенокосы, пастбища, сады и огороды. Здесь выращивается основная масса зерновых и технических культур.
Здесь также много памятников природы: сосняки возле села Усень-Ивановское в Белебеевском районе, а также в районе дома отдыха «Сосновый Бор» в Бирском районе. Живописны озера Асылыкуль и Кандрыкуль, г. Янгантау в Салаватском районе, Стерлитамакские горы-одиночки (шиханы), на которых можно встретить окаменелые остатки древних морских животных, Дуванские рифы. Но человек вносит и туда свои коррективы. Например, шихан Шахтау почти исчез с лица Земли, так как Стерлитамакский содовый завод перерабатывает породы этой горы.
5. Степная зона, распространенная в основном в Башкирском Зауралье представлена растительностью степей и животными: сурок степной, еж ушастый, конек обыкновенный. На карте эта зона выделена как горно-степная.
Климат этой зоны континентальный, засушливый, растительность бедная (ковыль, типчак). Рельеф равнинный, местами с мелкими грядами и сопками. Поверхностные воды скудные. Здесь очень часты засухи, а также ветровая эрозия почв, сопровождающаяся пыльными бурями.
Памятники природы- озера Мулдаккуль и Яктыкуль (на берегу этого озера расположены санаторий «Яктыкуль» и дома отдыха). У озера Яктыкуль есть второе название - Банное.
6. Не как природную зону, а как природный комплекс можно показать детям экспозицию околоводного пространства. Экспозиция представлена растительным и животным миром озер - цапля серая, кряква с селезнем, утки - серая, шилохвост, широконоска, лысуха, ондатра, бобер.
Закрепление материала
1. Используя карту или по памяти отметить цифрами последовательность смены природных зон в Западном Башкортостане с севера на юг
- степи
- тайга
- тундра
- лесостепи
- лесная
2. На витринах, в которых представлены некоторые муляжи животных и птиц, выбрать представителей, характерных для определенных природных зон.
3.Как животные приспособились к условиям тайги?
4.Лиственница – хвойное или лиственное дерево?
5.Почему почвы степей обладают высоким плодородием?
6.Почему в степях не растут деревья?
7.Какие опасные явления могут быть в степях?
8.Выбрать животных, живущих в тайге: лось, бурый медведь, бурундук, соболь, волк, косуля, выдра, выхухоль, бобер.
9.Что позволяет легко отличить друг от друга тундру, тайгу и степь?
- формы рельефа
- тип растительного покрова
- наличие рек, озер, морей
- действующие вулканы
10.Отметьте основные факторы, влияющие на формирование растительного покрова
- животные
- хозяйственная деятельность человека
- землетрясения
- климат
11.От чего зависит климат?
- от формы Земли и наклона земной оси
- от солнечной энергии
- от жизнедеятельности животных
- от растительного покрова
12.Как называется комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества? (охрана природы)
13.Как называются неожиданные, страшные по своим последствиям для человека, нарушения нормального хода природных процессов? (стихийные явления)
14.Научная разработка представлений о природе будущего – это? (географический прогноз)
15. Памятники природы – это? (достопримечательные природные объекты, подлежащие охране)
16.Охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности – это? (заказники)
17. Навечно изъятые из хозяйственного пользования территории, природа на которых охраняется, как и весь природный комплекс – это? (заповедники)
Задание на дом: § 11,12 стр.44-53 по учебнику: Хисматов М.Ф., Сухов В.П. География Башкортостана, 2000г.
Урок разработан учителем географии сш.№141 Исламовой Р.К.
Сценарий игры разработан учителем географии СОШ № 17 г.Уфы Сучковой А.В.
ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Цель игры - развитие творческих способностей учащихся. Воспитание чувства уважения к историческому прошлому республики, привитие любви к родному краю.
Оборудование: игровой стол, разделенный на 10 секторов. В каждом секторе письмо с вопросом для игроков.
Ход игры.
За столом - команда игроков из 5 человек. Команда играет против учителей и учеников школы. На ответ отводится 1 минута. Досрочный ответ – команда получает дополнительную минуту. Игра длится до 5 победных очков.
1 сектор. С вами играет учитель русского языка и литературы Данильченко Светлана Антоновна: «Много прекрасных сынов и дочерей, согласно народным преданиям, имел Урал-батыр. Мужественную, сильную, волевую Идель выдал замуж за чужедальнего батыра Валдая. А доверчивую и простую игрунью, баловницу, светлоглазую Агидель оставил при себе». Какой дочерью, старшей или младшей, была Агидель?.
2 сектор. К вам обращается с вопросом учитель биологии Гадельшина Римма Закуановна: «Тополь этот необычен потому, что создан путем многолетних научных экспериментов. В опыте участвовал и наш черный тополь-осокорь и ряд других перспективных тополей. От каждого из них брались лучшие свойства: скорость роста, неприхотливость к почвам». Через минуту вам нужно назвать имя создателя этого растения. Его имя - производное от самого распространенного дерева России.
3 сектор. Вопрос от учителя географии Сучковой Алевтины Витальевны: «Его именем названа скала на острове Галля в архипелаге Земля Франца Иосифа, вулкан на полуострове Камчатка, минерал, открытый в Забайкалье в1962 году, Институт геологии и геохимии Уральского научного центра Академии наук России. Он уроженец города Уфы, с золотой медалью окончил школу-гимназию №11, позже - Санкт- Петербургский горный институт».
4 сектор. Черный ящик. С вами играет учитель истории Гареева Земфира Зайнутдиновна: «В городе Вейсмере (Германия) башкирский воин подарил И. В. Гете оружие. Лет через десять Гете продемонстрировал Эккерману – своему личному секретарю – этот дар. «Вот он, - сказал Гете, доставая его из угла из кучи всякого редкого оружия. - Он все еще в том же состоянии, в каком был в 1814 году, когда меня почтил подношением один начальник башкирского отряда». Какое оружие было подарено Гете?
5 сектор. Вопрос от ученицы 11а класса Байдуровой Юлии: «На высоких уфимских холмах, где были когда-то сторожевые засеки казаков, охранявших Уфу от недругов с севера и юга, установлены 2 памятника. За 1 минуту вам нужно назвать имена 3-х прославленных башкирских воинов, чьи имена увековечены в памятниках».
6 сектор. Демонстрируется фрагмент памятника «Монумент Дружбы». Вы знаете, что этот памятник воздвигнут в честь присоединения Башкирии к России. Какую ошибку совершил скульптор, создавая этот проект?
7 сектор. С вами играет ученица 11 В класса Илалова Альфия: «В 1557 году произошло важное событие для нашего города и всей республики. Спустя 400 лет, в честь этого события был сооружен памятник в городе Уфе». Какое событие произошло, и какой памятник был сооружен?
8 сектор. Блиц турнир. За минуту нужно ответить на 3 вопроса.
- Краса лошади грива, краса егета………?
Десять крыльев распахнула.
Белый чекмень накинула.
Голову в небо устремила.
Сама синим зипуном накрылась,
Из синей травы стог поставила,
Верхушку открытой оставила. –
Не хвались серебряной уздечкой, хвались…..
Чем должен был хвалиться егет?
9 сектор. Черный ящик. «Русский писатель Аксаков С. Т. детские годы провел в Уфе. За 1 минуту вам нужно будет назвать предмет, который здесь находится, он тесно связан с названием книги, которая появилась в 1847 году».
10 сектор. «Гордость здешних мест - знаменитая башкирская пчела, завоевавшая своим медом золотые и серебряные медали на многих всемирных выставках. Бродя по лесу, можно наткнуться на борти - дикие ульи. Здесь преобладают липы, и когда плывешь по реке в пору цветения, душистый аромат кружит голову». Как зовут знаменитую пчелу?
Трунова Л.И. Моя концепция
Тема, над которой я работаю, - “Формирование познавательной и творческой деятельности через практические и самостоятельные работы”.
Своей целью я ставлю:
1) добиваться активной посильной работы учащихся на уроке, выполнять работу добросовестно и старательно;
2) сформировать устойчивое понимание учащимися значения деятельности каждого фактора как фактора в отношении природы и общества.
Задачи для реализации темы:
1) дать учащимся систему знаний о природе, населении, хозяйстве своей Родины и странах мира;
2) развивать у учащихся умение наблюдать и объяснять явления, происходящие в природе, повседневной жизни, обществе;
3) активизировать интеллектуальный потенциал каждого ребенка;
4) ознакомить учащихся с основными методами географической науки и сформировать соответствующие им познавательные и практические умения, навыки;
5) изучить воздействие производственной деятельности современного общества на географическую оболочку.
Традиционная технология предполагает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения. Обучение в массовой школе преобладает над воспитанием, а хотелось бы сформировать в каждом ученике личность творческую, активную, образованную. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Они берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют организацию деятельности детей, применяют разнообразные мощные средства обучения (компьютер), перестраивают содержание образования, что сделать в рамках массовой школы, думаю, сложно.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям относятся и игровые. Мы начинаем применять их с первой встречи школьника с географией, т.е. с 6 по 11 класс. Выделяем игры разного типа: познавательные, развивающие, творческие, обучающие, обобщающие, диагностические.
В подростковом возрасте наблюдается потребность в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте являются нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность.
Чтобы развить мыслительные способности, создаем на уроке проблемную ситуацию, чем вызываем активную самостоятельную деятельность по разрешению ее, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками.
При традиционном обучении можно интенсифицировать обучение, раскрыв резервы классно-урочной системы, при помощи ЛОК Шаталова, синхронного моделирования. Ведь работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается целым рядом приемов и методических решений, что делает урок интересным, обучающим.
Широко можно применять групповые технологии при организации коллективной познавательной деятельности. Состав групп разноуровневый по обученности, информи-рованности, совместимости учащихся. Это диспуты, уроки-путешествия, конференции.
Даже в классах ЗПР применяем как способ учебной работы – не догматический метод, а эвристический и исследовательский. Они-то и характерны для развивающего обучения. Любой урок должен выполнять образовательную, воспитательную и развивающую задачу.
Для лучшего усвоения материала предлагаю мною разработанные экономические модели, схемы. Основными формами проверки усвоенного материала являются такие, как тестирование, групповой взаимоконтроль, выступления с сообщениями на определенную тему, “поиск ошибок”. Результаты изученного материала могут быть представлены в виде плакатов, картин, рисунков, реклам, картосхем, моделей природных объектов, групповых творческих проектов и отчетов, кроссвордов, экономических моделей и схем.
Отзыв на статью « Новая концепция географическогообразования» Горбанева В.А. решила написать.
Я полностью согласна с автором , что концепции географического образования в нашей стране наверное нет, а есть программа изучения курсов географии в разных классах.
Согласна и с тем, что курс очень тяжел, изобилует множеством узких вопросов и подробностей, которые обычному ученику, который не собирается стать географом и посвятить себя географии, может быть никогда в жизни и не пригодятся. Этой нагруженностью мы только отталкиваем от своего предмета учеников, особенно добросовестных, привыкших выполнять все указания учителя. И изучают они предмет не потому, что он нравится им, а потому, что надо. Следовательно, надо разгрузить предмет и оставить в первую очередь именно те темы и вопросы, которые непосредственно влияют на процесс формирования мировоззрения и культурных ценностей ребенка. Ведь мы, географы играем немаловажную роль в этом вопросе. Именно мы вносим довольно большой вклад в формирование культурных ценностей ребенка. Наша основная задача и состоит в том, чтобы привить ребенку любовь к Земле, Родине, научить его общаться с природой, не нанося ей вреда, думая о будущих поколениях и о том, что же останется после них.
Кроме этого, часто не учитываются межпредметные связи, когда один и тот же вопрос изучается в нескольких дисциплинах. При этом чаще всего, учителя считают, что не обязательно серьезно останавливаться на этом вопросе, так как он изучается и на других уроках. В итоге он везде изучается поверхностно, хотя времени на его изучение затрачено много. Вот и топчемся на месте и тут, и там. Соответственно необходимо, чтобы Министерство образования учитывало и это обстоятельство при разработке концепции изучения и программы предмета.
Меня интересует также вопрос о том, с какой целью географию начинают изучать во 2 классе. Во-первых, учителя начального блока не знают специфики предмета, и чаще всего формируют неверные представления. Когда же дети переходят в среднее звено, учителю географии приходится заново переучивать детей, менять сложившиеся понятия, а это и потеря времени, и возникающие при этом трудности. Кроме этого, ученики начальных классов, просто еще не готовы воспринимать такую сложную информацию.
И еще, конечно обидно, что наш предмет пытаются оттеснить на задний план.
Но ведь в какой- то мере мы сами тоже в этом виноваты. Мы мало пропагандируем свой предмет и мало отстаиваем свои интересы. Ведь этих чиновников и министров в свое время обучали учителя, которые не смогли привить им любовь к своему предмету, вот и выросли они черствыми и бездушными не только по отношению к природе, но и ко всему человечеству. Надо доказывать что, уменьшив время на изучение одного из мировоззренческих предметов - географии, мы рискуем получить общество, которое постепенно подведет себя к самоуничтожению
С уважением Исламова Р.К. учитель СОШ № 141. |
Статистика |
| |