Разработал
учитель географии Средней школы №
141 Исламова
Р.К.
Тема: Черная и цветная металлургия Республики
Башкортостан.
2
часа
(урок разработан для изучения данной темы в Национальном музее РБ, в связи с большей
наглядностью и большим количеством
экспозиций, посвященных данной теме. Соответственно больше вероятность
лучшего усвоения материала
урока.)
Цель
урока:
Сформировать у учащихся представление о металлургическом
комплексе РБ
Задачи урока:
Познавательные:
1. Познакомить учащихся с важнейшими отраслями комплекса
конструкционных материалов и непосредственно с историей развития металлургии в
РБ.
2. Сформировать у
учащихся представление о черной металлургии, познакомив их с производством
Белорецкого металлургического комплекса.
3. Сформировать у девятиклассников представление о цветной
металлургии Республики Башкортостан, ее составе, значении и роли в экономике РБ,
связи с другими отраслями и межотраслевыми
комплексами.
4. Познакомить учеников с важнейшими проблемами
металлургии, экономическими, экологическими,
социальными.
Развивающие:
1 .
Приобретать навыки получения знаний при осмотре и знакомстве с
экспонатами музея
2. Стимулировать самостоятельность учащихся в
поиске ответов на поставленные задачи
Воспитательные:
1. Развивать у
учащихся интерес к познанию
истории родного края
2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному
краю.
Перед
выездом в музей учитель проводит инструктаж по поведению в музее и назначает
ответственных за дисциплину и организацию работы.
Методика
проведения урока в музее основана на выполнении учащимися заданий,
систематизированных в рабочей тетради по географии Республики Башкортостан.
Учитель
объясняет, что ответы к вопросам нужно искать в экспозициях зала и внимательно
слушать учителя или гида
Во время
экскурсии учитель отвечает на вопросы
учащихся, которые могут возникнуть по ходу урока.
. Время
для самостоятельных работ устанавливается заранее, для выполнения каждого
задания дается 7 минут. По окончанию работы учитель собирает рабочие тетради.
Работы оцениваются по пятибалльной шкале.
Ход
урока:
1. Организационный
момент
2.
Знакомство с отраслями комплекса конструкционных материалов и металлургического комплекса РБ возле
экспозиции с историей развития металлургического комплекса в
РБ.
3.
Знакомство с черной металлургией РБ на примере экспозиции о Белорецком
металлургическом комплексе
1. 4. Знакомство с цветной металлургией РБ можно начать с
зала ландшафтов, продолжив его прохождением экспозиций важнейших месторождений
медно-колчеданных руд, золотосодержащих горных пород с муляжами приисков и
способов золотодобычи. Далее знакомство с рудами цветных металлов: меди, цинка -
месторождения: Учалинское, Уваряж, Бакртау, Майское (Учалинский р-н),
Семеновское (Баймакский р-н), Сибайское, также с рудами цветных металлов в
осадочных толщах: алюминий, медь, свинец. Здесь же можно ознакомить детей с
геологическими разрезами месторождений Учалинское, Турбинско-Гайское, Сибайское.
Месторождения и рудопроявления хромитов, месторождения марганца (Кызыл-Таш).
Закончить осмотр можно диорамой Учалинского горно-обогатительного
комбината.
5. Выполнение заданий в рабочих тетрадях
(самостоятельно)
6. Подведение итогов урока
Примеры
заданий:
1.В
рабочих тетрадях у учащихся имеется контурная карта, где учащиеся по мере
прохождения экспозиций отмечают важнейшие месторождения медно-колчеданных руд
(Учалинское, Сибайское, Подольское, Юбилейное, Октябрьское), золота (Муртыкты,
Икдавлят), центров черной и цветной металлургии.
2.на
круговой диаграмме отразить удельный вес добычи золота по типам месторождений,
если в РБ ежегодно добывается 5500 кг. золота, в т.ч. в коренных
месторождениях – 100
кг, в россыпных – 450 кг, а остальная часть извлекается в
комплексных золотосодержащих рудах.
3.После
распада СССР РФ потеряла сырьевую базу некоторых цветных и черных металлов.
Какими видами металлургического сырья РБ может частично восполнить эти
потери?
Задание на
дом: §33
стр.132-133 по учебнику: Хисматов М.Ф.,
Сухов В.П. География Башкортостана, 2000г.
|