Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходВторник
2019-11-19
3:11 AM
Начало » Статьи » Семинар учителей

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ И ПОЧВЫ БАШКОРТОСТАНА 2 часа

  Урок разработан для проведения занятий в национальном музее РБ по курсу «География Башкортостана» в 9 классах  общеобразовательных школ. 

Цель урока:

Сформировать  у учащихся представление о природных зонах РБ.

 Задачи урока:

Познавательные:

1.Продолжить формирование знаний о природно-территориальных комплексах;

2.Углубить их знания о природной зональности, ее особенностях; 3.Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах РБ;

4.Сформировать представления о возможностях хозяйственного использования природных зон и, связанных с этим, экологическими проблемами

Развивающие:

 1 .  Приобретать навыки получения знаний при осмотре и знакомстве  с 

       экспонатами музея

 2. Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске  ответов на  поставленные задачи

Воспитательные:

1.      Развивать у  учащихся  интерес к познанию природы родного края

2.      Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю.

Перед выездом в музей учитель проводит инструктаж по поведению учащихся в музее и назначает ответственных за дисциплину и организацию работы.

Методика проведения урока в музее основана на знакомстве в залах музея с природными зонами и, на выполнении учащимися заданий, предложенных в конце разработки. Учитель объясняет, что ответы к вопросам нужно искать в экспозициях зала и внимательно слушать учителя или гида 

Во время экскурсии  учитель отвечает на вопросы учащихся, которые могут возникнуть по ходу урока.

                                                                                                               

    Природные зоны – более или менее однородные по природным условиям территории, сформировавшиеся под влиянием определенных климатических факторов. Они закономерно сменяются от полюсов к экватору и от океанов  вглубь континентов. Большинство природных зон названо по преобладающему в них  типу растительности.

 

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Зал 105 – вводный.

          У большого глобуса   объяснить ученикам  изменение количества тепла, получаемое землей, с изменением  широты местности и к каким изменениям в климате это приведет.

  Продолжить работу у большой настенной физической карте РБ с приложениями дополнительных карт: климата, почв, природных зон, водных ресурсов, лесов и зоогеографической. Здесь совместно с учениками  выяснить последствия  изменения климата и влияние этого изменения на  остальные природные компоненты.

     2. Зал 106- Ландшафты РБ.

         Желательно начать изучение  с зоны тундр, которая представлена только фотографией, объяснив, что эта зона встречается только на вершинах (выше 1100м) гор  нашего Урала. Там же представлен почвенный разрез в виде фотографии.

Далее перейти к панораме, представляющей природную зону тайги.

Напомнить о том, что она расположена на севере Башкортостана и характеризуется континентальным климатом. Среднегодовая температура изменяется от 2,4 градуса на западе до 0,8 градуса на востоке. Среднегодовое количество осадков колеблется от 500 до 800 мм в год.

Обратить внимание на растительный и животный мир. Он

представлен на  экспозиции лосем, енотовидной собакой,  рысью, белой совой, мхами, лишайниками, елью, сосной,  лиственницей.

Рядом представлена экспозиция зимней тайги. Здесь представлены: кабан, куница, волк, рябчик, а так же имеется профиль почв тайги. Рассмотрев его, ребята  делают вывод о том, что гумусовый горизонт таежной почвы, по сравнению с тундровой, стал мощнее. Почему?

       3. Следом представлена панорама лесной зоны, со следующими видами животного мира :заяц-беляк и птицы- дятлы: седой, белоспинный, черный; тетерева, ворон и кедровка. Также представлен почвенный разрез.

 

Обращаем внимание на то, что лесная зона сильно изменилась под влиянием хозяйственной деятельности человека, и в первую очередь из-за вырубок. На месте этих лесов растут вторичные леса, состоящие из березы, липы, осины. Почти половина территории этой зоны приходится на долю пахотных земель. При этом изменяются и почвы. В них наблюдается постепенное накопление гумуса.

      Некоторые, не тронутые человеком, участки лесов (сосновые  и еловые леса, возле  п. Николо-Березовка, сосновые боры в Дюртюлинском районе у деревни Венеция) сохраняются и охраняются как памятники природы. Памятниками природы объявлены также живописные озера этой зоны: Большая и Малая Елань, Упканныкуль (в этом озере растет исчезающее растение- водяной орех-чилим).

       Бережного отношения к себе требуют не только памятники природы, но и вся неповторимая и богатая природа лесной зоны.

      4.  Лесостепная зона, занимающая большую часть Западного Башкортостана,  представлена  растительностью, характерной для РБ и животным миром: барсуком, лисицей, косулей, зайцем-русаком и птицами: галкой и вяхирем. Рассмотреть фотографию разреза почв этой зоны и дать ей характеристику.

      Охарактеризовать лесостепную зону, как район, благоприятный для хозяйственной деятельности человека. Здесь распространены плодородные черноземные почвы, равнинный рельеф, благоприятное для сельского хозяйства сочетание тепла и влаги, достаточно полноводные реки. В настоящее время в этой зоне преобладают антропогенные ландшафты. Пашня местами занимает до 65% всей территории зоны. Значительные площади занимают сенокосы, пастбища, сады и огороды. Здесь выращивается основная масса зерновых и технических культур.

       Здесь также много памятников природы: сосняки возле села Усень-Ивановское в Белебеевском районе, а также в районе дома отдыха  «Сосновый Бор» в Бирском районе. Живописны озера Асылыкуль и Кандрыкуль, г. Янгантау в  Салаватском районе, Стерлитамакские горы-одиночки (шиханы), на которых можно встретить окаменелые остатки древних морских животных,  Дуванские рифы.  Но человек вносит и туда свои коррективы. Например, шихан Шахтау почти исчез с лица Земли, так как Стерлитамакский содовый завод перерабатывает породы этой горы.

      5. Степная зона, распространенная в основном в Башкирском Зауралье представлена растительностью степей и животными: сурок степной, еж ушастый, конек обыкновенный. На карте эта зона выделена как горно-степная.

      Климат этой зоны континентальный, засушливый, растительность бедная (ковыль,  типчак). Рельеф равнинный, местами с мелкими грядами и сопками. Поверхностные воды скудные. Здесь очень часты засухи, а также ветровая эрозия почв, сопровождающаяся пыльными бурями.

Памятники природы- озера Мулдаккуль и Яктыкуль (на берегу этого озера расположены санаторий «Яктыкуль» и дома отдыха). У озера Яктыкуль есть второе название - Банное.

     6.  Не как природную зону, а как природный комплекс можно показать детям экспозицию околоводного пространства.  Экспозиция представлена  растительным  и животным миром озер - цапля серая, кряква с селезнем, утки - серая, шилохвост, широконоска, лысуха, ондатра, бобер.

 

 

Закрепление материала

   1. Используя карту или по памяти отметить цифрами последовательность смены природных зон в Западном Башкортостане с севера на юг

 -        степи 

 -        тайга

 -        тундра

 -        лесостепи

 -        лесная

   

  2. На витринах, в которых представлены некоторые муляжи животных и птиц, выбрать  представителей, характерных для определенных природных зон.

 

3.Как животные  приспособились к условиям тайги?

4.Лиственница – хвойное или лиственное дерево?

5.Почему почвы степей обладают высоким плодородием?

6.Почему в степях не растут деревья?

7.Какие опасные явления могут быть в степях?

8.Выбрать животных,  живущих в тайге:  лось, бурый медведь, бурундук, соболь, волк, косуля, выдра, выхухоль, бобер.

9.Что позволяет легко отличить друг от друга тундру, тайгу и степь?

  - формы рельефа

 - тип растительного покрова

 - наличие рек, озер, морей

 - действующие вулканы

10.Отметьте основные факторы, влияющие на формирование растительного покрова

 - животные

 - хозяйственная деятельность человека

 - землетрясения

 - климат

11.От чего зависит климат?

 - от формы Земли и наклона земной оси

 - от солнечной энергии

 - от жизнедеятельности животных

 - от растительного покрова

12.Как называется комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества? (охрана природы)

13.Как называются неожиданные, страшные по своим последствиям для человека, нарушения нормального хода природных процессов? (стихийные явления)

14.Научная разработка представлений о природе будущего – это?  (географический прогноз)

15. Памятники природы – это? (достопримечательные природные объекты, подлежащие охране)

16.Охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности – это?  (заказники)

17. Навечно изъятые из хозяйственного пользования территории, природа на которых охраняется, как и весь природный комплекс – это?  (заповедники)

 

Задание на дом: § 11,12  стр.44-53 по учебнику: Хисматов М.Ф.,    Сухов В.П. География Башкортостана, 2000г.

 

Урок разработан учителем географии сш.№141    Исламовой Р.К.                        

Категория: Семинар учителей | Добавил: malgini (2007-12-10) | Автор: Исламова Р.К.
Просмотров: 9161

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 461
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz