Урок разработан для проведения занятий в национальном музее РБ по курсу
«География Башкортостана» в 9 классах общеобразовательных школ.
Цель
урока:
Сформировать у учащихся представление о природных зонах
РБ.
Задачи
урока:
Познавательные:
1.Продолжить
формирование знаний о природно-территориальных комплексах;
2.Углубить
их знания о природной зональности, ее особенностях; 3.Рассмотреть особенности
природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах
РБ;
4.Сформировать
представления о возможностях хозяйственного использования природных зон и,
связанных с этим, экологическими проблемами
Развивающие:
1 .
Приобретать навыки получения знаний при осмотре и знакомстве с
экспонатами музея
2. Стимулировать самостоятельность учащихся в
поиске ответов на поставленные задачи
Воспитательные:
1. Развивать у
учащихся интерес к познанию
природы родного края
2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному
краю.
Перед
выездом в музей учитель проводит инструктаж по поведению учащихся в музее и
назначает ответственных за дисциплину и организацию работы.
Методика
проведения урока в музее основана на знакомстве в залах музея с природными
зонами и, на выполнении учащимися заданий, предложенных в конце разработки.
Учитель объясняет, что ответы к вопросам нужно искать в экспозициях зала и
внимательно слушать учителя или гида
Во время
экскурсии учитель отвечает на вопросы
учащихся, которые могут возникнуть по ходу урока.
Природные зоны – более или менее однородные
по природным условиям территории, сформировавшиеся под влиянием определенных
климатических факторов. Они закономерно сменяются от полюсов к экватору и от
океанов вглубь континентов. Большинство
природных зон названо по преобладающему в них
типу растительности.
Ход
урока:
1. Организационный
момент
2. Зал 105 – вводный.
У большого глобуса объяснить ученикам изменение количества тепла, получаемое
землей, с изменением широты местности и
к каким изменениям в климате это приведет.
Продолжить работу у большой настенной
физической карте РБ с приложениями дополнительных карт: климата, почв, природных
зон, водных ресурсов, лесов и зоогеографической. Здесь совместно с
учениками выяснить последствия изменения климата и влияние этого изменения
на остальные природные
компоненты.
2. Зал 106- Ландшафты РБ.
Желательно начать изучение с зоны тундр, которая представлена только
фотографией, объяснив, что эта зона встречается только на вершинах (выше 1100м)
гор нашего Урала. Там же представлен
почвенный разрез в виде фотографии.
Далее
перейти к панораме, представляющей природную зону тайги.
Напомнить
о том, что она расположена на севере Башкортостана и характеризуется
континентальным климатом. Среднегодовая температура изменяется от 2,4 градуса на
западе до 0,8 градуса на востоке. Среднегодовое количество осадков колеблется от
500 до 800
мм в год.
Обратить
внимание на растительный и животный мир. Он
представлен
на экспозиции лосем, енотовидной
собакой, рысью, белой совой, мхами,
лишайниками, елью, сосной,
лиственницей.
Рядом
представлена экспозиция зимней тайги. Здесь представлены: кабан, куница, волк,
рябчик, а так же имеется профиль почв тайги. Рассмотрев его, ребята делают вывод о том, что гумусовый горизонт
таежной почвы, по сравнению с тундровой, стал мощнее.
Почему?
3. Следом представлена панорама лесной
зоны, со следующими видами животного мира :заяц-беляк и птицы- дятлы: седой,
белоспинный, черный; тетерева, ворон и кедровка. Также представлен почвенный
разрез.
Обращаем
внимание на то, что лесная зона сильно изменилась под влиянием хозяйственной
деятельности человека, и в первую очередь из-за вырубок. На месте этих лесов
растут вторичные леса, состоящие из березы, липы, осины. Почти половина
территории этой зоны приходится на долю пахотных земель. При этом изменяются и
почвы. В них наблюдается постепенное накопление гумуса.
Некоторые, не тронутые человеком, участки
лесов (сосновые и еловые леса,
возле п. Николо-Березовка, сосновые боры
в Дюртюлинском районе у деревни Венеция) сохраняются и охраняются как памятники
природы. Памятниками природы объявлены также живописные озера этой зоны: Большая
и Малая Елань, Упканныкуль (в этом озере растет исчезающее растение- водяной
орех-чилим).
Бережного отношения к себе требуют не
только памятники природы, но и вся неповторимая и богатая природа лесной
зоны.
4.
Лесостепная зона, занимающая большую часть Западного Башкортостана, представлена
растительностью, характерной для РБ и животным миром: барсуком, лисицей,
косулей, зайцем-русаком и птицами: галкой и вяхирем. Рассмотреть фотографию
разреза почв этой зоны и дать ей характеристику.
Охарактеризовать лесостепную зону, как
район, благоприятный для хозяйственной деятельности человека. Здесь
распространены плодородные черноземные почвы, равнинный рельеф, благоприятное
для сельского хозяйства сочетание тепла и влаги, достаточно полноводные реки. В
настоящее время в этой зоне преобладают антропогенные ландшафты. Пашня местами
занимает до 65% всей территории зоны. Значительные площади занимают сенокосы,
пастбища, сады и огороды. Здесь выращивается основная масса зерновых и
технических культур.
Здесь также много памятников природы:
сосняки возле села Усень-Ивановское в Белебеевском районе, а также в районе дома
отдыха «Сосновый Бор» в Бирском районе.
Живописны озера Асылыкуль и Кандрыкуль, г. Янгантау в Салаватском районе, Стерлитамакские
горы-одиночки (шиханы), на которых можно встретить окаменелые остатки древних
морских животных, Дуванские рифы. Но человек вносит и туда свои коррективы.
Например, шихан Шахтау почти исчез с лица Земли, так как Стерлитамакский содовый
завод перерабатывает породы этой горы.
5. Степная зона, распространенная в
основном в Башкирском Зауралье представлена растительностью степей и животными:
сурок степной, еж ушастый, конек обыкновенный. На карте эта зона выделена как
горно-степная.
Климат этой зоны континентальный,
засушливый, растительность бедная (ковыль,
типчак). Рельеф равнинный, местами с мелкими грядами и сопками.
Поверхностные воды скудные. Здесь очень часты засухи, а также ветровая эрозия
почв, сопровождающаяся пыльными бурями.
Памятники
природы- озера Мулдаккуль и Яктыкуль (на берегу этого озера расположены
санаторий «Яктыкуль» и дома отдыха). У озера Яктыкуль есть второе название -
Банное.
6.
Не как природную зону, а как природный комплекс можно показать детям
экспозицию околоводного пространства.
Экспозиция представлена
растительным и животным миром
озер - цапля серая, кряква с селезнем, утки - серая, шилохвост, широконоска,
лысуха, ондатра, бобер.
Закрепление
материала
1. Используя карту или по памяти отметить
цифрами последовательность смены природных зон в Западном Башкортостане с севера
на юг
-
степи
-
тайга
-
тундра
-
лесостепи
-
лесная
2. На витринах, в которых представлены
некоторые муляжи животных и птиц, выбрать
представителей, характерных для определенных природных
зон.
3.Как
животные приспособились к условиям
тайги?
4.Лиственница
– хвойное или лиственное дерево?
5.Почему
почвы степей обладают высоким плодородием?
6.Почему
в степях не растут деревья?
7.Какие
опасные явления могут быть в степях?
8.Выбрать
животных, живущих в тайге: лось, бурый медведь, бурундук, соболь, волк,
косуля, выдра, выхухоль, бобер.
9.Что
позволяет легко отличить друг от друга тундру, тайгу и
степь?
- формы рельефа
- тип растительного
покрова
- наличие рек, озер,
морей
- действующие вулканы
10.Отметьте
основные факторы, влияющие на формирование растительного
покрова
- животные
- хозяйственная деятельность
человека
- землетрясения
- климат
11.От
чего зависит климат?
- от формы Земли и наклона земной
оси
- от солнечной энергии
- от жизнедеятельности
животных
- от растительного
покрова
12.Как
называется комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах
общества? (охрана природы)
13.Как
называются неожиданные, страшные по своим последствиям для человека, нарушения
нормального хода природных процессов? (стихийные явления)
14.Научная
разработка представлений о природе будущего – это? (географический
прогноз)
15.
Памятники природы – это? (достопримечательные природные объекты, подлежащие
охране)
16.Охраняемые
объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности –
это? (заказники)
17.
Навечно изъятые из хозяйственного пользования территории, природа на которых
охраняется, как и весь природный комплекс – это? (заповедники)
Задание на
дом: § 11,12 стр.44-53 по учебнику: Хисматов М.Ф., Сухов В.П. География Башкортостана,
2000г.
Урок
разработан учителем географии сш.№141
Исламовой Р.К.
|