7. Трубопроводный транспорт:
Трубопроводный транспорт имеет для РБ
повышенное значение, т.к здесь хорошо
развита нефтяная и газовая промышленность.
На территории РБ центр скрещивания
трубопроводных магистралей РФ. Через
территорию проходят трубопроводы в
сторону Сибири и Казахстана, Поволжья
и Прикамья. Общая длина трубопроводов
превышает длину железных дорог республики.
Историческая справка. В 1863 году
русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев
первым предложил идею использования
трубопровода при перекачке нефти и
нефтепродуктов, объяснил принципы
строительства трубопровода и представил
убедительные аргументы в пользу данного
вида транспорта.
Во время Гражданской войны на дороге
было взорвано и сожжено 138 мостов (в т.
ч. через pеки Уфу и Белую), разобрано 140
вёрст путей, разрушено до 40% линий
телеграфной и телефонной связи. К началу
1919 в локомотивном хозяйстве оставались
104 паровоза (ок. половины из них были
неисправны), эксплуатировались 2642
товарных вагона.
В 1936 году был построен первый подземный
нефтепровод Ишимбай - Уфа, протяженностью
168 км и диаметром 300 мм для перекачки
нефти из первых скважин "второго
Баку" на Уфимский НПЗ. В 1936 в состав
дороги вошёл участок Дёма - Ишимбаево
и присоединены линии Сызрань - Кузнецк
и Сызрань - Инза.
В конце 40-х годов по мере освоения
нефтяных месторождений Башкирии,
Татарстана, Самары, Перьми и Оренбурга,
а также месторождений Северного Кавказа
началось активное строительство
магистральных нефтепроводов.
Начало 50-х годов считается периодом
интенсивной добычи нефти в Волго-Уральском
районе. Для перекачки сырой нефти были
построены нефтепроводы: Туймазы - Уфа-2
и 3, Бавлы - Куйбышев-1 и 2, Туймазы - Омск,
Ромашкино - Куйбышев, Шкапово - Ишимбай,
Куйбышев - Саратов, Субханкулово -
Азнакаево - Альметьевск, Муханово -
Куйбышев, Омск - Татарск, Ишимбай - Орск
и др.
Развитие новых нефтяных месторождений
и рост производства явились предпосылками
для создания принципиально новых методов
для перекачки нефти и нефтепродуктов,
а также современного оборудования.
С конца 60-х годов создается система
транзитных магистральных трубопроводов,
первым из которых был нефтепровод
Туймазы-Омск-Новосибирск. Эти годы можно
считать новой и наиболее сложной стадией
развития трубопроводного транспорта.
Магистральные нефтепроводы акционерной
компании по транспорту нефти "Транснефть"
обеспечивают транспорт 99,5% добываемой
в России нефти. Система магистральных
нефтепроводов является естественной
монополией и находится в государственной
собственности и полностью контролируется
государством. Контроль осуществляется
посредством установления цен (тарифов)
на транспортные услуги, распределением
прав доступа к экспортным нефтепроводам,
согласования инвестиций в нефтепроводный
транспорт, также влияющих на тарифы.
Протяженность системы магистральных
нефтепроводов АК "Транснефть",
соединяющей практически все районы
добычи нефти в России с центрами
переработки и экспортными терминалами
и обеспечивающей нормальное функционирование
нефтяного рынка, составляет 48500 км.
IV
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
На стабильную работу транспорта оказывают
влияние природные условия. Отметьте
характер этого влияния в таблице
Природные
условия \ Виды транспорта
|
Рельеф
|
Глубина
|
Снегопады
|
Низкие
температуры
|
Туманы
|
Ливни
|
Сильные
волны
|
Сильный
ветер
|
Автомобильный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Железнодорожный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Морской
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Речной
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воздушный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трубопроводный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§§ 28- 37, подготовиться к контрольной
работе по теме «Народное хозяйство
Башкортостана».
|