Вид программы : авторская
.
уровень усвоения:
общеразвивающая.
основные направления:
туристическое, краеведение.
уровень результативности:
спортивно-оздоровительная.
по цели:
спортивно-оздоровительная.
по структуре:
комплексная (туристско-краеведческая).
по образовательным
областям: естествознание, история, ОБЖ,
физкультура.
.возраст: учащиеся
10-16 лет.
половой состав:
смешанный.
по форме реализации:
проведение многодневного похода.
по задачам:
1-воспитательные: развитие нравственно-волевых
качеств.
2-образовательные:
приобретение расширенных знаний об
окружающем мире и его развитии, знаний
об оказании первой доврачебной помощи,
знаний по топографии, краеведению.
11.масштаб:индивидуальный-групповой
Профиль программы
1.ПАтРИОТИЧЕСКИЙ.
2.кРАЕВЕДЧЕСКИЙ.
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ.
4 спортивно-оздоровительный. 2.Цели и задачи:
Познакомить учащихся
с природой родного края, района, ее
экологическим состоянием;
Формировать понимание
зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды и здорового
образа жизни;
Развивать стремление
охранять окружающую среду. внося
посильный вклад в улучшение
санитарно-гигиенических и экологических
условий жизни человека;
Развивать умения и
навыки, направленные на сохранение и
укрепление здоровья учащихся;
Привитие учащимся
любви к своей малой родине, бережного
отношения к ее природе, углубление их
экологических знаний, воспитание
экологической культуры.
Способствовать
развитию у учащихся нравственно-волевых
качеств: дружбы, коллективизма,
взаимовыручки.
7. Формировать у учащихся
такие черты характера, как
самостоятельность,
честность, ответственность за порученное
дело, требовательность к себе и
к товарищам.
8. Воспитывать в походах:
находчивость, мужество, умение
преодолевать трудности в сложившейся
ситуации, а так же способствовать
приобретению расширенных знаний об
окружающем мире и его развитии.
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
Пробудить у них
желания больше узнать об особенности
природы своего края, сформировать
понятие о связи растений и животных с
внешними условиями, их приспособленность
к среде обитания; выяснить зависимость
жизни и состояния организма человека
от внешней среды, от его собственной
деятельности.
Воспитывать у детей
эмоциональную отзывчивость, умение
видеть и понимать красоту природы,
формировать эстетическое чувство.
Формирование бережного
отношения к природе.
Овладение и развитие
туристических навыков ,подготовка
районным соревнованиям по технике
пешеходного туризма
Сбор краеведческого,
экологического материала для изучения
на уроках биологии,географии,истории.
4.Ожидаемые результаты деятельности.
1.Развитие интереса у
детей и подростков к туризму.
2.Пропаганда здорового
образа жизни и укрепление физического
и
нравственного здоровья
подростков.
3.Формирование
ответственного отношения к окружающей
среде.
4.Получение туристической
квалификации («Юный турист России»)
Социальный эффект
1.Улучшение состояния
здоровья детей и подростков.
2.Снижение роста
преступности и правонарушений среди
учащихся
среди учащихся.
3.Повышение чувства
ответственности перед собой и своими
сверстниками
Пояснительная
записка.
Программа похода
рассчитан на обучение школьников 10-16
лет. различным видам туризма.
Занятия туризмом
способствуют развитию у учащихся
морально-волевых качеств: дружбы,
коллективизма, взаимовыручки. Под
воздействием занятий формируются такие
черты характера, как самостоятельность,
честность, ответственность за порученное
дело, требовательность к себе и к
товарищам. Участие в туристических
походах, экспедициях и других мероприятиях
воспитывает находчивость, мужество,
умение преодолевать трудности в сложных
ситуациях, а также способствует
приобретению расширенных знаний об
окружающем мире и его развитии.
Школьники-туристы
проводят большую краеведческую работу,
участвуют в экологическом движении по
охране природы и окружающей среды.
В водных походах и
путешествиях прекрасно сочетаются
элементы познания, активного отдыха,
физического воспитания и спорта. Отдых
на воде, чистый воздух, купание , рыбная
ловля- все это является хорошим средством
оздоровления и воспитания.
Туристы - в процессе
занятий знакомятся с природой и
достопримечательностями родного края,
ведут краеведческую работу, собирают
интересные факты и легенды, связанные
с местами, где проходит разработанный
ими маршрут, на практике применяют
знания топографии, ориентирования,
охраны природы.
Программа рассчитана
и построена на основе
концентрически-последовательного
метода: походе учащиеся получают основные
понятия о туризме, его технике, элементарные
туристические навыки; в походе идет
закрепление и расширение общетуристской
и освоение специальной подготовки,
изучение тактики туризма, проведение
самостоятельной практической туристской
работы.
В походах обучающиеся
получают, не только специфические знания
и навыки по видам туризма, но и приобретают
умение ориентироваться на незнакомой
местности по карте и компасу, организовывать
жизнедеятельность группы в различных
условиях, преодолевать сложные
естественные препятствия, оказывать
первую доврачебную медицинскую помощь.
Все это имеет большое значение в процессе
воспитания и развития подростков.
При оформлении отчетов
о походах , о проделанной исследовательской
работе учащиеся приобретают умение
делать самостоятельные выводы, учатся
анализу и оценке фактов. Программа
похода предусматривает использование,
расширение и закрепление знаний,
приобретенных в школе, а также расширение
их кругозора за счет самостоятельного
изучения специального материала.
Летний
поход формируется из учащихся СОШ
с.УРАЗБАХТЫ,СОШ с.КАРАЯКУПОВА,ООШ
с.САЛИХОВО
в количестве 28 учащихся,
в целях обеспечения безопасности должна
иметь двух руководителей.
Поход по родному краю
проводится в каникулярное время вне
сетки учебных часов программы.
Направление маршрута(
Сплав по реке Инзер)
П.Инзер. - д.Ассы. -Зуяково.
- Габдюково - ост.п.71 км. - рад.
Выход на реку Лемеза к
водопаду Атыш и пещера Атышская
Общая протяженность
78.Из них водный 58,пеший 19.
Пеший
переход к водопаду Атыш и обратно 19 км.
Продолжительность - 14
дней. Достопримечательность:
П.Инзер (Краеведческий музей) п.Ассы
(музей А.Мубарякова)Зуяково(Музей
участникам ВОВ)Габдюково (Краеведческий
музей) Ассинские
целебные минеральные источники,
коралловые отложения, пихтовые и
смешенные леса, ск. Саратыш.,
ягодные и грибные места, лекарственные
растения занесенные в «Красную Книгу»
Башкортостана, в.д.п.Атыш, пещ.Медвежья.
По окончанию многодневного
похода должны уметь:
Составить путевой
дневник, дневник похода.
Установит палатку
, уложить рюкзак.
Двигаться по маршруту,
ориентироваться на местности составлять
глазомерную съемку.
Оформить фотостенд,
фотоальбом.
Пользоваться
компасом.
Пользоваться личным,
групповым и специальным снаряжением.
Составлять план
маршрута и график похода.
Составлять меню и
раскладку продуктов на поход.
Тактически грамотно
организовывать движение группы на
маршруте.
Применять технические
приемы передвижения и преодоления
препятствий в различных условиях.
Руководить действиями
группы при организации привалов и
ночлегов.
Планировать проведение
похода в период межсезонья.
Правильно оценивать
возникновение предпосылок к аварийной
ситуации.
Проводить анализ
аварий и аварийных ситуаций.
Разрабатывать
оперативный план проведения
поисково-спасательной работы.
Составлять комплексы
физических упражнений.
Оказывать доврачебную
медицинскую помощь.
Провести занятия
по подготовке похода выходного дня.
Узнавать некоторые
лекарственные растения в природе;
Ухаживать за
растениями и животными;
Выполнять правила
бережного отношения к природе родного
края.
Решать простейшие
экологические задачи
Применять знания
экологических правил при анализе
различных видов хозяйственной
деятельности
Подкармливать и
охранять птиц
По окончанию многодневного
похода должны знать: -
-
Основные данные по
родному краю.
Культуру поведения
туристов в походе, правила взаимоотношений
туристов с местными жителями.
Вопросы организации
и проведения пешеходного похода.
Групповое и личное
специальное снаряжение, необходимое
для похода.
Режим питания в
пешеходном походе.
Топографию и
ориентирование на местности.
Технику передвижения
по маршруту, преодоления естественных
препятствий.
Организацию привалов
и ночлегов, правила планирования,
установки и снятия лагеря.
Особенности
пешеходного туризма в период межсезонья.
Основные требования
и правила безопасного проведения
пешеходных путешествий.
Основные причины
аварий и ЧП в походах.
Методику организации
и проведения поисково-спасательных
работ.
Значение и содержание
физической и морально-волевой подготовки
туриста.
Личную гигиену
туриста-пешеходника, доврачебную
медицинскую помощь.
Методику судейства
соревнований по ТПТ.
Систему подготовки
туристских общественных кадров.
О многообразии
растений родного края;
О многообразии
животных родного края;
Наиболее типичных
представителей растительного и
животного мира родного края;
Полезные свойства
лекарственных растений растений;
Некоторые легенды
и пословицы, поговорки, загадки о
растениях и животных.
Определения основных
экологических понятий (факторы среды,
лимитирующие факторы)
Современные проблемы
охраны природы
О рациональном
использовании и охране водных ресурсов
О современном
состоянии, использовании и охране
растительности
Об охраняемых
территориях и объектах своей
местности.
- Влияние окружающей
среды на рост и развитие растений
|