Приветствую Вас Гость | RSS

Край чудес

«seminar id 047»
(обобщение опыта походов)

Нельзя сказать ,что начало лета нас баловало жаркой погодой, даже пару раз искупаться не получилось! А мы, после прошлогоднего похода на реку Инзер (Белорецкий район) всю зиму мечтали поехать на Шульганташ посмотреть, самые красивые, заповедные  места Башкортостана. И все-таки погода наладилась и мы, группа туристов из 14 человек, все же поехали. 26 июля рано утром мы выехали из д. Кир-Тлявли. Наш маршрут проходил через Шаранский, Туймазинский, Буздякский, Благоварский, Чишминский, Уфимсий, Кармаскалинский, Архангельский, Белорецкий и Бурзянский районы.  Окружающая нас природа менялась постоянно. До Архангельского района все было как у нас в Шаранском районе: не высокие холмы, спокойные  равнинные реки, рощи и небольшие леса, всё такое знакомое и очень родное, близкое к сердцу! И вот в дали, виднеется Седой Урал. Он нас встретил высоким палящим солнцем, журчанием быстрых горных речушек, величественными  соснами и гордыми скалами- это Урал, край чудес.  Наши ощущения нельзя передать словами Вот начался Белорецкий район (самый большой район РБ), который находится в наиболее приподнятой части Южного Урала. Именно здесь находятся более высокие хребты Аваляк с массивом Иремель ( 1582м.) и Бакты с массивом Ямантау (1640м- самая высокая точка РБ). Едим, кругом горы и леса, которые мы видели только в детских сказках, смутно представлялось, что там, впереди, казалось, самый сложный участок пути пройден,  но снова крутой поворот и снова табличка с надписью: Осторожно! Опасный участок пути.  Здесь мы снова увидели полюбившийся нам ещё в прошлом году р. Инзер ( в прошлым летом мы в эту реку бросили монетки, чтобы ещё раз её увидеть ), также проехали по мосту через Малый и Большой Инзер, вода в них прозрачная, а её журчание слышно даже не выходя из машины. Доехав до поселка Серменево свернули на юг. Наконец лес становится реже, кажется , что и горы стали ниже на этом участке пути мы несколько раз проезжали через реку Белая. Кругом – неописуемая красота!

Дальше едим по Бурзянскому району. Этот район расположен в наименее освоенной центральной части Южного Урала. Территория Бурзянского района упирается на востоке в водораздельный хребет Уралтау, на западе хр. Калу. Почти по середине территории района с севера на юго-запад протекает река Белая, по западной окраине- река Нугуш. До села Старосубхангулово (райцентр Бурзянского р-на) доехали к половине пятого вечера, вот и указатель дороги к заповеднику «Шульган-Таш». Осталось всего ничего- 32 км.  А леса здесь первозданные, нетронутые, кажется ,что до нас здесь не ступала нога человека, эти 32 км мы ехали целый час. Ура! Мы на месте. На КПП нас уже ждали. Заповедник Шульган-Таш занимает территорию площадью в 22,5 тыс.га. Он организован в 1986 году на базе Прибельского филиала Башкирского государственного заповедника для охраны широколиственных лесов, башкирской бортевой пчелы и пещеры Шульган-Таш. Первое, что мы увидели на территории заповедника это грот «Спящий мамонт», если внимательно посмотреть при заходящем солнце на каменный утес, то отчетливо можно различить очертания мамонта с опущенным хоботом и грустными закрытыми глазами. Грот расположен на высоте около 45 метров. Это реликтовая карстовая полость, оставшаяся после разрушения крупной древней спелеосистемы. К сожалению, посещение грота приостановлено в связи с опасностью травмирования и камнепадами. Далее мы посетили музей бортевой пчелы, и музей природы. До пещеры оставалось всего 553 шага. Предвкушение чего-то неизведанного, непознанного витало в воздухе. Мы услышали журчание ручейка. Экскурсовод,  рассказывая, повел нас к пещере. Капова одна из крупнейших  карстовых пещер на Башкирском (Южном ) Урале. Расположена на правом берегу р. Белой. Это трехъярусная пещера, с крупными гротами и широкими проходами. Её общая протяженность более двух км. Капова пещера образовалась в известняках и доломитах верхнего девона и нижнего карбона. Украшена кальцитовыми натечными образованиями. В галереях и залах расположенных на разных уровнях, сформирован разнообразный внутренний пещерный микроклимат. Каждому ярусу свойственен  собственный режим температуры, влажности и циркуляции воздуха. Эта пещера интересна тем, что  здесь были обнаружены настенные рисунки палеолитического возраста, в основном это мамонты, носороги, дикие лошади и другие. Что ещё интересно через пещеру протекает подземная речка Шульган, исток которой находится  в 12 км к северу от входа , на расстоянии двух км. до Каповой эта речка с большим шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в нее, образуя небольшое озеро диаметром около трех метров.

Кругом так тихо, мы даже не заметили, как перед нами выросли отвесные скалы, проросшие деревьями и мхом. Вот и вход в  пещеру, он такой огромный, даже дух захватывает. А перед входом то самое озеро Шульган, о котором упоминалось чуть выше.  По легенде именно из этого озера вышел весь домашний скот, в том числе и бесценные породы лошадей, отсюда второе его название «Йылкы сыккан». Внутри пещеры было прохладно и очень темно без фонарей мы бы ничего не увидели. Здесь мы посмотрели настенные рисунки (копии),натечные образования. К сожалению внутри пещеры мы прошли всего 150 метров, дальше нас не пустили, сказали что там идут реставрационные работы, но в ближайшее будущее можно будет подняться и на второй ярус. Мы даже не заметили как быстро прошло время. Выйдя за территорию  заповедника мы разбили лагерь на берегу Белой, приготовили себе ужин, а ночью сидели у костра рассказывали разные истории, играли, уснули уже под утро. На следующий день после завтрака поехали на Нугушское водохранилище. Большую часть пути нам пришлось ехать по горной дороге (территория БашГос заповедника). Вот это на самом деле был самый тяжелый участок пути. На хорошую дорогу мы выехали в Кугарчинском районе, уже через полчаса мы были в Мелеузовском районе, и совсем скоро увидели Нугушское водохранилище. Оно построено на р. Нугуш. Плотины расположены в 48 км выше устья . Водохранилище введено в экслуатацию в 1967 году.   Площадь зеркала 25.2 кв.км, максимальная глубина 28 метров.

На катере мы совершили полуторачасовую экскурсию. За это время мы не успели посмотреть даже половины  водохранилища, но ту красоту, что мы увидели, нельзя передать словами. Мы на полной скорости прошли недалеко от дамбы, далее немного сбавив ход посмотрели турбазы (их там несколько) на берегу Нугушского водохранилища. Потом остановились у родника «Девичьи слёзы», сделали несколько фотографий на память. Совсем скоро мы были ошарашены, перед нами выросли такие высокие скалы, даже дух захватывает! Наше время истекло очень быстро и мы на полном ходу вернулись на берег. Уже вечер. Мы нашли удобное место, и разбили лагерь! Быстро приготовили ужин, поели. А ночью снова сидели у костра, делились своими впечатлениями. Спать легли уже, когда начало светать, а дежурные остались у костра, готовить завтрак! Хотя  поспать некоторым, так и не удалось, утром все были бодрые. Позавтракав, мы снова пустились в путь! мы решили посмотреть и на Юмагузинское водохранилище. На территорию нас не пустили, и мы поднялись на смотровую площадку. И посмотрели на эту красоту с высоты птичьего полета. Конечно же Юмагузинское водохранилище на много меньше Нугушского, но оно красиво по-своему! Налюбовавшись и сделав фото на память мы расселись по своим местам, и поехали домой!!! Город Мелеуз мы проехали по середине, в города  Салават и Стерлитамак не заезжали. Окружающий нас пейзаж менялся постоянно, и становился все знакомее, роднее сердцу, вот мы уже в Альшеевском районе. Потом ехали по Давлекановскому району. И конечно же мы не могли проехать мимо озера Аслылыкуль. Это самое большое озеро в Башкортостане, расположено в 27 км к западу от г.Давлеканово, в пределах лесостепной зоны Башкирского Предуралья. Площадь зеркала озера 23,5 кв км, средняя глубина 5,1 м.  Чаша озера карстово-провального происхождения, располагается в широкой котловине на Белебеевской возвышенности. Вода в озере солоноватая, жесткая, что и определяет название самого озера, в переводе с башкирского означает «горькое озеро». Здесь мы остановились, искупались в прозрачной воде, правда она была немного холодноватой. Немного отдохнув и перекусив, поехали дальше. Проехав через Буздякский и Туймазинский районы мы снова дома! За эти три дня мы проехали по территории 15 районов более 1000 км. Увидели самые, самые красивые места Башкортостана, получили такой заряд энергии, что хватит на целый год, и уже мечтаем о новой поездке в край чудес.

…Вот уже отчет о поездке готов, надо просто напечатать, но… Да мы увидели красивые места, но уже на берегу Белой , за территорией заповедника Шульган- таш мне так хотелось подняться на самую высокую скалу и крикнуть громко-громко « Люди! Опомнитесь! Неужели эту красоту мы своим детям будем показывать только по фотографиям и видеороликам.                    Уважаемые коллеги!

Да, мы увидели красивые места, но уже на берегу Белой , за территорией заповедника Шульган- Таш мне так хотелось подняться на самую высокую скалу и крикнуть громко-громко « Люди! Опомнитесь! Неужели эту красоту мы своим детям будем показывать только по фотографиям и видеороликам.»

Потому, что так называемые туристы так изгадили территорию, что нам в начале пришлось надеть перчатки, собрать мусор, только после этого разбивать лагерь, та же самая история на Нугуше и на Асылыкуле. Хотя везде стоят урны для мусора, они пустые, а мусор разбросан везде, где только можно. Я верю, что мои ученики уже точно будут убирать за собой мусор. Потому, что они тоже были в шоке, от этого зрелища и им было не приятно убирать мусор за другими. Ведь чисто не там где убирают, а там где не мусорят!

Значение вот этих походов огромное.

1.Дети  узнают столько интересного, и они могут воочию увидеть, потрогать, сравнить природные условия разных районов

2. Они получают экологическое воспитание, учатся вести себя в лесу

3 Во время этих походов устанавливаются доверительные отношения между учениками и учителем, что немало важно. Ученики начинают относиться к тебе как к старшему товарищу, как к другу.

Хакова Гузель Фирдатовна

Категория: Семинар учителей | Добавил: admin (2007-12-26)
Просмотров: 1736

Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?