Урок изучения
новой темы « Численность населения
России» (с использованием краеведческого
материала).
Образовательные
задачи урока:
Сформировать понятия
« коэффициент рождаемости», « коэффициент
смертности»,
« естественный прирост»,
« демографический кризис».
Показать изменение
демографических показателей России в
19-20 вв.
Научить рассчитывать
и анализировать показатели естественного
прироста населения России
Научить оценивать
и прогнозировать изменения численности
населения страны.
Закрепить умения
анализировать статистические материалы.
Оборудование
урока:
учебник
для 9 класса по географии ( авторы:
Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н.
Клюев), географические атласы для 9
класса, политическая карта мира,
административная карта России, карта
плотности населения России,портрет
Семенова Тянь-Шанского, электронная
презентация к уроку.
Ход
урока:
Организационный
момент - 1 мин.
Постановка задач
урока и актуализация знаний по теме -
5 мин.
Новая тема – 28 мин
Закрепление знаний
– 5 мин.
Домашнее задание –
3 мин.
Оценка деятельности
учащихся на уроке – 3 мин.
1. Организационный
момент
2. Постановка задач
урока и актуализация знаний по теме
Человек –
это высшая ценность на земле. Благодаря
человеку создаются материальные и
духовные ценности. Численность населения
это одна из важнейших характеристик
государства, его экономического и
военного потенциала. Наука, изучающая
население, его численность, состав и
размещение, называется демографией.
На эти вопросы мы должны
ответить в конце урока:
Какова численность
населения России, Республики Башкортостан
и нашего района?
Какое место занимает
Россия среди других стран по численности
населения?
Как можно получить
сведения о численности и составе
населения?
Как изменяется
численность населения России?
Что такое демографический
кризис?
Что такое естественное
движение населения?
Типы воспроизводства.
-Что вы знаете о
численности населения земного шара ?
(по данным 2008 года 6,7
млрд. человек)
- Какая страна имеет
самую большую численность населения?
( Китай – 1,3 млрд. человек)
- Какова численность
населения России?
( Численность населения
России по данным 2008 года – 140,7 млн.
человек)
- Много это или мало?
Достаточно сравнить с другими странами
мира.
- Сравните данные
диаграммы в учебнике по рис 20 и на слайде?
(рис 20)
1. Китай 1,3 млрд
2. Индия 1.1 млрд
3 США 303 млн
4.Индонезия 237 млн
5. Бразилия 196 млн
6.Пакистан 172 млн
7. Бангладеш 153 млн
8. Нигерия 146 млн
9. Россия 140,7 млн
10. Япония 126 млн
- Какой вывод можно
сделать о соотношении площади страны
и численности населения?
Огромная территория
страны заселена неравномерно, и средняя
плотность населения ниже, чем в других
странах.
- Какова плотность
населения страны?
- Можем ли мы утверждать,
что данные этой диаграммы устарели?
3. Новая тема
1) Перепись населения
-Как можно получить
сведения о численности и составе
населения?
Точные данные о
численности и составе населения дают
переписи населения. На территории нашей
страны они проводились неоднократно.
Самая первая перепись проходила в
Российской империи в 1897 году.
Сообщение учащегося:
Перепись населения
1897 года
Началом учета
населения в русском государстве надо
считать писцовые книги, т.е. сводные
описания хозяйства и населения 15-17 вв.
для податного земельного обложения.
Всеобщая перепись населения России
1897 года проводилась уже с учетом
рекомендаций международных статистических
организаций, а также опыта проведения
переписей в других странах. Переписи
предшествовала большая организационная
работа, которой руководил возглавлявший
в то время Центральный статистический
комитет Министерства внутренних дел
известный русский ученый Петр Петрович
Семенов Тян-Шанский. Перепись населения
1897 года имела огромное значение. Впервые
были получены данные о численности
населения России, а также числе душ
мужского и женского пола, возрасте,
семейном положении, грамотности и по
некоторым другим характеристикам. По
результатам переписи 1897 года было
определено, что в России в то время
проживало 67,5 млн. человек.
- Сколько переписей
было проведено в советский период нашей
страны?
-Когда состоялась
последняя перепись населения в России?
2) Динамика численности
населения России
- Численность населения
– это показатель, который постоянно
изменяется. В течение 19-20 веков Российская
империя и Советский Союз относились к
числу самых многолюдных стран мира.
- Проследим изменение
численности населения России по годам
по рисунку 19 в учебнике и по графикам
на слайде. Как вы думаете, с чем связано
изменение численности населения?
Современное снижение численности
населения объясняется, прежде всего,
снижением естественного прироста
населения.
3) Естественный прирост
Естественный
прирост –это разность между числом
родившихся и числом умерших за определенный
период. Естественный прирост рассчитывается
на каждую 1000 человек в год и выражается
в промилле. Для определения естественного
прироста из показателя рождаемости
вычитают показатель смертности.
ЕП = Р-С
- Определите динамику
ЕП населения России на 1000 жителей,
используя данные таблицы.
Какой вывод можно
сделать?
- Каковы же причины
снижения численности населения?
4) Демографические
кризисы
- Нужно отметить, что
население страны могло быть больше,
если бы в ее истории не было нескольких
периодов существенного снижения
численности населения. Такие периоды
называют демографическими кризисами.
Анализ результатов переписей населения
позволяет выделить несколько таких
кризисных периодов. Сделаем их краткую
характеристику в хронологическом
порядке с помощью текста учебника на
с. 52-53.
№
|
Период кризиса
|
Причины кризиса
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
Типы воспроизводства
- Рассмотрим процессы
воспроизводства населения и их типы.
Воспроизводство населения – это
непрерывная смена людских поколений
или естественное движение населения.
В зависимости от соотношения Р и С
выделяют несколько типов воспроизводства
населения.
Традиционный тип
: многодетная семья, низкая продолжительность
жизни
Современный тип:
малодетная семья, высокая продолжительность
жизни.
7) Естественный прирост
в различных регионах России
- Естественный прирост
населения в различных регионах
отличается. Большинство регионов
отличается либо низкими показателями
ЕП или убылью населения (Северные
районы, Сибирь, Дальний Восток, Европейская
часть России. Но в некоторых районах
наблюдается довольно высокий ЕП . Это
характерно для республик Северного
Кавказа и некоторых национальных
республик страны ( Ингушетия, Дагестан,
Тыва) Самый низкий -10 промилле – в
Центральном районе, на Дальнем Востоке
( -3), самый высокий ЕП в республике
Ингушетия ( +12)
- А какова же демографическая
ситуация в Республике Башкортостан?
- Какова численность
нашей республики? ( 4,1 млн.чел)
Проанализируйте
естественное движение населения РБ и
сделайте выводы.
Годы
|
Р
|
С
|
ЕП
|
1995
|
11,2
|
12,7
|
-1,5
|
1997
|
10,7
|
12,0
|
-1,3
|
1999
|
10,0
|
12,8
|
-2,8
|
2001
|
10,4
|
13,4
|
-3,0
|
2003
|
11,1
|
14,2
|
-3,1
|
2005
|
10,8
|
14,2
|
-3,4
|
4. Заключение
1) О чем вы узнали
сегодня на уроке?
2) Где вы можете
применить эти знания?
5. Домашнее задание
В-1) повторить параграф
9, уметь анализировать записи в тетради,
выучить основные термины.
В-2) повторить параграф
9, уметь анализировать записи в тетради,
выучить основные термины, решить задачи
на определение демографических
показателей ( инд. карточки)
Оценка деятельности
учащихся на уроке ( с учетом активности
на уроке, работы в тетрадях, работы с
атласом, знания карты , подготовки
дополнительного материала и т.д).
Литература:
Домогацких Е.М.
География: Население и хозяйство России:
Учебник для 9 класса общеобразовательных
учреждений. М.: ООО « ТИД « Русское слово
– РС», 2009.
География. Методическая
газета для учителей географии, экологии
и природопользования Издательского
дома « Первое сентября» №5 2008 год, №8
2009 год.
Салимова М.Т.,
Тимербаева З.Ш. география Башкортостана:
Учебное пособие для учителя. Уфа: БИРО,
2007.
Материалы статистического
управления Республики Башкортостан
Seminar
id 87, « Эрудиты. Ru»
Гарипова
Ильвира Анисовна, учитель географии
МОБУ СОШ №7 муниципального района
Давлекановский район
|