Seminar
id.72 Урок на тему в 9 классе:
«Миграция
населения Башкортостана»
Учитель
географии высшей категории Даминева
Айгуль Ураловна
Республика
Башкортостан, город Мелеуз, МОБУ СОШ
№1.
Урок
на тему в 9 классе:
«Миграция
населения Башкортостана»
Цели
урока:
Вспомнить
понятия "миграция”, "причины миграции
”, "виды и типы миграции ”, "показатели
миграции ”.
Познакомить
учащихся с миграций населения
Башкортостана и
их причинами.
Сформировать
знания о миграционных процессах в
Башкортостане в 2009 -2010 годах.
Сформировать
знания о миграционных процессах в
Мелеузовском районе в 2010 году.
Продолжить
формирования умения применять знания,
полученные на уроках обществоведения
и истории для анализа географических
ситуаций, развивать логическое и
аналитическое мышление.
Воспитывать
личность, сознающую свои права и права
других людей.
Оборудование:
Презентация
« Миграция населения Башкортостана».
Компьютер.
Проектор.
Экран
Политико-административная
карта Республики Башкортостан.
Атлас
Республики Башкортостан.
Распечатки
«Показатели миграции в Башкортостане»
Контурная
административная карта Республики
Башкортостан
Задания
для работы в группах.
Приложения
№1, №2 и №3 на каждую парту.
Межпредметные
связи: география
России, обществознание,
право и политика, история России,
информатика.
Тип
урока: урок-презентация,
в расчете на один учебный час.
Используемая
литература:
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА от
14 июля 2008 года
N УП-333.
ПРЕСС-ВЫПУСК №12-13/13 г.
Уфа, 6 декабря 2010г.
Журнал
"Право и политика”, 2000 г. №11.
http://www.rusedu.ru/search.php
« Миграции» 9 класс Разумова О.Ю.
http://pedsovet.su/load/93
«Миграция населения мира» Корбанова
И.В.
http://festival@1september.ru
«Миграция
населения»
Эльтекова О. В.
http://rosmaps.ru/russia/bashkortostan-respublika.
Умения
и навыки, формируемые на уроке.
Умения
работать с тематическими картами.
Умения
работать с показателями.
Анализировать,
сопоставлять и делать выводы.
Умения
работать в группах.
ХОД
УРОКА
I.
Мотивация.
Ребята, поднимите
руки те, кто хотя бы раз выезжал, куда-
либо из города.
Какие
причины заставили вас это сделать?
Почему
люди переезжают с места на место?
Вспомните
из истории примеры великих переселений
народов.
Вывод из беседы.
Переселение людей мы называем миграцией.
Тема нашего урока "Миграция населения
Башкортостана”. Сегодня на уроке мы
познакомимся с одним из демографических
процессов – миграциями, их видами,
причинами, последствиями. Ребята,
записываем число, тему и эпиграф к уроку:
слайд 2.3 (Презентация)
«
Люди, не перелетные птицы, и их перемещение
объясняется не биологическими, а
общественными причинами»
Н.Н.
Баранский
II.
Изучение нового материала.
1.Вспомнить
понятия "миграция”, "причины миграции
”, "типы миграции ”, "вынужденные
переселенцы”.
Учитель
демонстрирует слайды, комментируя
их. Учащиеся делают записи в тетради.
Работая
в группах, подготавливают ответы на
вопросы, совместно обсуждая их.
Понятие
"миграции” Слайд 4-5
Причины
миграций Слайд 6
Население
мигрирует как внутри республики и
страны, так и за пределами. Слайд 7.
Виды
миграций. Слайд 8
Типы
внутренних миграций. Слайд 9.
Показатели,
изучающие миграционные процессы. Слайд
10. Запись в тетради.
2.Познакомить
учащихся с миграций населения Башкортостана
и их причинами.
Рассказ
учителя:
Вот
мы вспомнили основные понятия миграции.
До середины 90-х годов миграция развивалась
нарастающими темпами. Причем приток
мигрантов в Республику Башкортостан
заметно превышал отток. В указанные
годы миграционный прирост сыграл
значительную роль в сохранении численности
населения от уменьшения. В 1994 году
положительное сальдо миграции достигло
максимального значения - 31,8 тыс. человек.
В последующие годы приток населения в
республику стал постепенно сокращаться,
и с 2004 года сальдо миграции приняло
отрицательное значение. Хотя размеры
отрицательного сальдо не велики, тем
не менее, оно оказывает влияние на
сокращение численности населения.
Отрицательное сальдо миграции сложилось
в основном за счет межрегиональной
миграции населения.
Миграционная
ситуация представлена в таблице №1.
Слайд 11
(
Приложение 1 , таблица №1 на партах.)
Хорошо
видно на графике движения прибывших и
выбывших. Слайд 12
Различия
территории Республики Башкортостан по
природным условиям, социально-экономическому
развитию, урбанизации и другим показателям
оказывают значительное влияние на
внутриреспубликанские миграционные
процессы. Наибольшая доля
внутриреспубликанского потока в общей
совокупности миграции приходится на
города Уфу, Стерлитамак, Салават,
Нефтекамск, Октябрьский. Ослабли
миграционные процессы между городом и
сельской местностью.
Своеобразная
динамика сложилась в межрегиональной
миграции населения: республика в
течение длительного времени перераспределяла
свое население в другие регионы страны,
преимущественно на восток. Наиболее
устойчивые потоки миграции сформировались
в направлении Западной и Восточной
Сибири, а также Дальнего Востока.
После
распада СССР внутригосударственная
миграция претерпела значительные
изменения.
Во-первых,
резко сократились размеры миграционного
обмена за счет уменьшения объемов оттока
и притока населения.
Во-вторых,
существенно изменилось соотношение
притока и оттока населения. Если в
прежние годы межрегиональная миграция
характеризовалась положительным сальдо,
то начиная, с 2000 года сальдо приняло
отрицательное значение.
В-третьих,
изменилось направление основного
потока, приняв западный вектор.
В
настоящее время основными городами,
принимающими мигрантов из республики,
являются Москва, Санкт-Петербург и
Московская область. (Обратить
внимание!) Почему?
Особенно
большие изменения произошли в
межгосударственной миграции
населения. Если в годы Советской
власти межгосударственный миграционный
обмен населением был развит слабо, то
в новых условиях такая миграция в корне
изменилась. Можно выделить два направления
миграционных потоков:
первое
- со странами СНГ и Балтии,
второе
- с другими зарубежными странами.
Первое
направление представлено бывшими
союзными республиками, куда в советское
время из Башкортостана в больших объемах
происходил отток населения. Среди них
выделяются среднеазиатские республики:
Узбекистан, Таджикистан, Киргизия,
Казахстан с которыми у Башкортостана
сложились тесные миграционные связи.
В этих странах проживает значительная
доля наших соотечественников и их
потомков.
Из
указанных стран, прежде всего из
Узбекистана и Таджикистана, возник
обратный поток миграции в Башкортостан.
Данное направление с точки зрения
притока населения в республику
представляет большой интерес. Миграционные
связи со странами Балтии и дальнего
зарубежья слабые и не являются
перспективными. В связи с необходимостью
притока мигрантов из стран СНГ
актуализируется проблема их интеграции
в условия Республики Башкортостан.
3.Сформировать
знания о миграционных процессах в
Башкортостане в 2009 -2010 годах.
Слайд
13.(Приложение
№1, таблица 2)
Посмотрим эти
данные на графике. Слайд 14.
Обсуждение
показателей:
В
Республике Башкортостан объем
миграционного потока (прибывшие +
выбывшие), связанного с переменой
постоянного места жительства, за
январь-октябрь 2010г. составил 121,9 тысяч
случаев. Миграционная подвижность
по сравнению с январём-октябрём 2009г.
уменьшилась на 0,8%.
Число
выбывших за пределы республики составило
17,6 тыс. человек, сменили свое прежнее
место жительства на Республику
Башкортостан 18,8 тыс. человек. Около
43 тыс. человек мигрировали внутри
республики.
По
итогам января-октября 2010г. общий
миграционный прирост населения в
Республике Башкортостан составил 1224
человека, что составляет 21,1% от
соответствующего периода прошлого
года. Миграционный прирост отмечался
в 5 городских округах и 14 муниципальных районах
республики.
4.Сформировать
знания о миграционных процессах в
Мелеузовском районе в 2010 году.
На данном слайде
показатели миграционного процесса
нашего Мелеузовского района. Слайд 15.
(Приложения
№1, таблица 3.)
(
Учителя могут использовать показатели
своих населенных пунктов, данные есть
в приложениях).
Обучающиеся
самостоятельно изучают данные, делают
выводы и записывают их в тетради.
2-3 ученика
отвечают устно, остальные дополняют.
III.
Практическая
часть урока.
Ученики
работают группами по 3-4 человека.
Задание
1. Слайд
16.
Используя
приложения №2, таблица 3 «Миграционный
прирост населения Башкортостана за
2010 год» определите и запишите в тетради
по 3 района и города республики
Башкортостан, где: - происходит
наибольший отток населения; - происходит
наибольший прирост населения. Назовите
причины этих миграций.
-
Задание
2.
По
данным таблицы №3 приложения №2
«Миграционный прирост населения
Башкортостана за 2010 год» выделить все
городские округа и по 3 - 5 (в зависимости
от времени) муниципальных района, где:
- происходит наибольший отток
населения; - происходит наибольший
прирост населения. Далее используя
приложение №3 (слайд 17) – контурная
административная карта республики
Башкортостан подписываем эти районы
и города (свой населенный пункт
обязательно!). Контур данных территорий
раскрашиваем, если наблюдается:
-
отток – в синий цвет; - приток – в
красный цвет. После выполнения работы
подписать и сдать учителю на проверку.
IV.
Закрепление и итоги урока.
Для
закрепления материала отвечаем на
вопросы. Слайд 18.
Выставление
оценок наиболее активным ученикам.
V.Домашнее
задание:
найти дополнительный интересный материал
по теме.
|