Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходЧетверг
2020-08-13
9:05 PM
Начало » Статьи » Семинар учителей

Этнический и языковой состав населения России.
Тема: Этнический и языковой состав населения России. 8 класс.
Учебник: «География России», авторы: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром.
Цель урока:
Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у школьников представлений и знаний о населении России.
Рассмотреть национальный состав населения России – основные языковые семьи и группы, народы, населяющие территорию страны. Сформировать у школьников представление прошлого и настоящего на территории России- причины, которые их вызывают, сущности и возможных путях преодоления.
Продолжить формирование у учащихся умение работать с различными источниками географической информации; умения работы в группах, самостоятельного оценивания знаний.
Оборудование: карты России: народов, политико-административные, картины, компьютер, карточки задания, диаграмма национального состава, таблицы по национальному составу, костюмы народов России, презентация.
ХОД УРОКА.
I. ПОВТОРЕНИЕ
Географический диктант.
1.Общая численность населения России
2. Место, которое занимает Россия по численности населения.
3. Определение естественного прироста.
4. Формула естественного прироста.
5. К какому типу воспроизводства относится Россия.
6. Причины, влияющие на естественный прирост населения России.
7. Средняя продолжительность жизни в России:
М-
Ж-
8. Графическое изображение, показывающее распределение людей по полу и возрасту, называется:
9. Младенческая смертность в России.
Самостоятельное оценивание теста. Работа на компьютере.
11. Объяснение.
Здравствуйте, меня зовут Слепнева Ольга Николаевна, я живу на территории Стерлитамакского района в д.Талалаевка. Я русская, говорю на русском языке. Люблю частушки и русские песни. Другие здесь сидящие, поприветствуют нас иначе.
Есть чуваши- украинцы-
Татары- башкиры-
Как вы думаете , что сегодня мы будем изучать?
Да, мы будем говорить о нациях и народах Наука изучающая народы, называется- ЭТНОГРАФИЕЙ. Слайд 1.
НАРОД-общность людей, отличающиеся укладом жизни, обычаями, традициями, языками. Малые народности и большие народы представляют человеческие общности-ЭТНОСЫ.
Задание:№1. Работа с учебником. Прочитать определение на странице 191 и записать в тетради. Слайд 2.
ЭТНОС – исторически сложившаяся на основе природного окружения группа людей, обладающая определённой территорией, определённой системой поведения, элементами культуры (язык, религия, народные традиции) и этническим самосознанием.
Всего на территории России насчитывается 130 народов, республике Башкортостан – 100. Одним из ведущих учёных – исследователей этносов был историк, географ, этнограф – Гумилёв.
Задание№2. Работа с учебником. Прочитать первый и второй абзацы на странице 192 и рассмотреть схему, ответить на вопросы: (Слайд 3).
Что такое этнографическое положение?
Что такое суперэтносы, этносы, субэтносы?
Как вы поняли слова «депортация » и «реэмиграция» ? Подведение итогов работы по вопросам.
Под этнографическим положением понимают положение страны по отношению к местам проживания других народов, традиционное взаимоотношение с этими народами (дружба, вражда) и их перспективы. Таким образом, каждый из нас является представителем своего народа – свои особенности, обычаи, у каждого есть чему поучиться. Этническая история – это история взаимодействия народов, заимствование всего лучшего.
Наша страна, расположенная на стыке Европы и Азии, относится к разным культурным мирам, даже к разным цивилизациям. Народы, живущие на западе России, оказывает влияние соседство европейских народов. В Кавказском регионе сказывается влияние народов Передней Азии, Ближнего и Среднего Востока, кроме того, это место стыка христианского и мусульманского миров. Центральная Азия – сосредоточение многочисленных культур, связанных между собой религией, образом жизни, языком. Крайний Север населяют народы «четвёртого мира», их образ жизни связан с присваивающим хозяйством (охота, рыболовство, собирательство). Этнические интересы и проблемы межнациональных отношений уходят в далёкое прошлое. Государственные границы перекраивались и изменялись, территории переходили от одного государства к другому, народы, заселявшие окраинные территории одного государства, становились жителями другого государства. Например, в начале 19 века после последней русско-персидской войны провели государственную границу, которая поделила почти пополам этническую территорию азербайджанцев. В период с 1937 по 1957г. Насильно было перемещено 1,6 млн. человек, представителей ингушей, чеченцев, балкарцев, калмыков, немцев Поволжья, курдов, турок-месхетинцев, крымских татар. Рассмотрите рис. 64. Отголоски этого «переселения народов» проявляются во многих современных этнических конфликтах, происходящих на территории нашей страны.
Беседа.
- Каковы причины их появления? К чему они могут привести?
- Как вы думааете, почему проблемы межнациональных конфликтов не возникают в республике Башкортостан?
Приблизительные ответы учащихся в ходе беседы:
- взаимодействие и поддержка;
- спокойный темперамент;
- преобладает русскоязычное население;
- сравнительно небольшая плотность населения в сравнении с мировой.
Рассредоточенность по территории России многих народов и общая этногеографическая смешанность населения делают практически невозможным выделение «чистых» в этническом отношении территорий. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пёстрым национальным составом.
По сходству языка в географии принято объединять народы в языковые группы, а их в языковые семьи. По компьютеру рассмотрим следующую таблицу: (Слайд 4).


Мир

Россия

Республика Башкортостан

1. Количество народов

4000

130

100

2. Крупнейшие по численности народы

Китайцы – 20%

Хиндустанцы – 7,2%

Англичане – 6,1%

Бенгальцы - 4,1%

Русские – 3,6%

Русские 43%

Татары - 3,7%

Украинцы - №%

Народы Дагестана – 1,5%

Русские –

Башкиры –

Татары -

Анализ работы по таблице. Важную роль в межнациональном общении играет русский язык. За ним официально закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН, а по числу говорящих на нём он занимает 5-е место в мире. На нём говорят русские (81% населения России), а также им свободно владеет ещё 16 млн. человек нерусского населения. Национальные языки дольше сохраняются у населения, проживающего в сельской местности. Роль национальных языков сохраняется как в литературном творчестве народов России, так и в официальном обращении, на них создаются основные документы.
- Что же записано в основном законе Российской Федерации – Конституции? Слайд 5.
Статья 46. « Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принуждён к определению и указанию его национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.
Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону». А какие национальности проживают у нас в родной Талалаевке? Рассмотрим диаграмму . На территории села проживают люди – представители 11 национальностей: русские, украинцы, чуваши, татары, башкиры, мордва, белорусы, казахи, таджики, греки, удмурты. Население в 2009г. сотавило – 607 человек.
По сходству языков народы России относятся к четырём языковым семьям.
Рассмотрим по компьютеру таблицу «Языковые семьи».
Языковые семьи. (Слайд 6).


Индоевропейская

89%

Алтайская

6,8%

Кавказская

2,4%

Уральская

1,8%

Группы

Славянская:

Русские

Украинцы

Белорусы


Народы других групп:

Осетины

Немцы

евреи

Тюркская:

Татары

Чуваши

Алтайцы

Якуты

Башкиры

Тувинцы


Монгольская:

Буряты

калмыки

Абхазо-адыгейская:

Абхазы

Адыгейцы

Кабардинцы


Нахско-дагестанская:

чеченцы

ингуши

аварцы

даргинцы

лезгины


Финская:

Мордва

Марийцы

Удмурты

Коми

Коми-пермяки

Карелы


Угорская:

Ханты

манси


Практическая работа.
Разделимся на 4 группы. Каждая группа получает конверт с представителями языковых семей, изображённых на картинках в национальной одежде.
Задание: 1. Определить ареал проживания данных представителей национальностей.
2. Прикрепить картинки с национальностями на карте.
Итог практической работы. На карте мы с вами видим яркий пёстрый национальный состав населения России. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты.
К нам на урок пришли яркие представители 4 национальностей: русский, украинец, башкир, дагестанец. Каждый расскажет о национальной одежде, блюдах, праздниках, религии, чертах характера. Внимательно слушайте рассказы наших гостей, затем вы выполните задание по карточке.
Закрепление Слайд 7,8,9, 10.
Карточка-задание. Из различных вариантов ответов выберите то, что свойственно следующим народам: русские, украинцы, башкиры, дагестанцы.
1. Внешний вид.
-цвет волос. (.темноволосый, русый)
- форма носа и глаз (голубоглазый, кареглазый, узкий разрез глаз, нос с горбинкой).
2. Национальная одежда:
- ушанка, валенки;
- тюбетейка, халат;
- шаровары, черевички;
- черкеска, бурка.
3. Национальное блюдо:
- щи, окрошка, студень, блины, пельмени;
- борщ, вареники, галушки, сало;
- шашлык, лаваш, пресные лепёшки, чебуреки
- кумыс, катык, каймак.
4. Элементы культуры:
-гопак, былины, турнир наездников, вольная борьба.
5. Праздники:
- Рождество, Пасха, Благовещение;
- Сабантуй, Рамазан, Курбан;
- Иван Купала, Рождество, Пасха.
6. Религия:
- православие;
- ислам;
- католицизм.
7. Черты характера: гостеприимство, приветливость, общительность, любовь к людям, помощь своему ближнему, певучесть, широта души, гордость, родовые традиции, активность, предприимчивость, выносливость, темпераментность, настойчивость, трудолюбие.
Молодцы! Получается, что любой народ неповторим, талантлив. Каждый вносит свою лепту в формирование Российской государственности, обогащая нашу страну.
Выводы:
Россия – многонациональное государство.
Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.
Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.
Домашнее задание:1. №40 до религиозного состава. (оценка -3)
2. Отметить на контурной карте представителей различных национальностей. (оценка – 4)
3. Творческое задание. Написать мини-сочинеие о поездке в гости к представителю какой-либо национальности. (оценка – 5)



Категория: Семинар учителей | Добавил: geoglod (2011-01-13)
Просмотров: 9300

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 461
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz