Учитель
географии МОБУ
ООШ д.Убалары
Валиева
Айгуль Тимерьяновна
Тема:
Национальный
и
религиозный
состав Республики
Башкортостан.
Цели
урока:
1) Обучающая:
ознакомление
учащихся
с
национальным
и религиозным
составом
населения
республики
Башкортостан;
изучение причин
многонациональности.
2)
Развивающая:
формирование
практических
умений использовать
наглядный
материал как
источник информации,
анализ статистических
материалов.
3)
Воспитательная:
формирование
познавательного
интереса к
изучению географии
родного края;
уважительного
отношения к
различным
национальностям.
Учебно-наглядный
материал: атлас,
учебники, карта
«Республики
Башкортостан»,
наглядные
пособия, «Национальный
состав «Республики
Башкортостан»,
открытки с
изображением
народов, храмов,
национальная
музыка, дополнительная
литература,
аудиозаписи
песен народов
Башкортостана,
схема «Языковое
дерево народов».
Эпиграф:
Человечество
расцвечено,
разбогачено
нациями, чтобы
учиться друг
у друга, любоваться
друг другом,
друг к другу
тянуться с
жаждой красоты
и познания.
Валентин
Распутин.
I. Сообщение
темы, целей
урока
Добрый
день!
Уже
в течение нескольких
уроков мы изучаем
население нашей
Республики.
Домашним заданием
к сегодняшнему
дню было: составить
карту национального
состава населения
республики.
И если посмотреть
на карту, то
можно отметить,
что она очень
пёстрая. Да,
действительно,
Башкортостан
- одна из самых
многонациональных
республик
Российской
Федерации.
Сегодня
на уроке мы
познакомимся
с национальным
и религиозным
составом населения
республики.
Объясним причины
такого многообразия
народов, проанализируем
статистические
материалы, а
в качестве
выводов поработаем
с диаграммой.
И, конечно же,
познакомимся
с традициями,
культурой
некоторых
народов.
Итак,
тема сегодняшнего
урока: «Национальный
и религиозный
состав населения
Республики
Башкортостан»,
запишите, пожалуйста,
в тетради.
II. Новый
материал
Многонациональность
населения
сложилось
исторически,
как результат
местоположения
региона на
стыке нескольких
этических
ареалов и на
основных путях
давних и устойчивых
миграционных
потоков.
Вопрос:
1) На
стыке каких
этических
ареалов расположен
регион? 2) Назовите
основные миграционные
потоки.
Отвечают:
Вы
правы. До середины
ХVI века население
Башкортостана
оставалось
этническим
однородным
и было представлено
башкирами.
После
добровольного
вхождения
башкир в состав
Российского
государства
последовало
проникновение
в край русских
военных и служивых
людей, положившее
начало массовому
притоку сюда
переселенцев.
Процесс колонизации
продолжался
более, чем 3,5 века,
в результате
чего Башкортостан
оказался заселённым
выходцем из
самых различных
уголков европейской
части страны.
Этнографы
отмечали: «...
что нет, кажется
такой нации
в Европейской
России, которая
не имела бы
своих представителей
здесь...».
По
данным переписи
населения в
республике
Башкортостан
проживают
представители
30 национальностей,
10 из них численностью
более 5 тысяч
человек, и имеющих
поселения, в
которых данная
нация представлена
значительной
группой.
И для
того, чтобы
систематизировать
данные о народах,
населяющих
республику,
составим таблицу
на основе коротких
докладов учащихся.
(Презентация)
№
|
Национальность
|
Численность,
тыс. чел.
|
Доля
населения,
%
|
Районы
проживания
|
История
заселения
|
1
|
Башкиры
|
948
|
22
|
|
Коренное
население
|
2
|
Русские
|
1548
|
39
|
|
16
век - стрельцы,
казаки, охранники
отрогов
|
3
|
Татары
|
1186
|
28
|
|
Коренные
народы
|
4
|
Чуваши
|
125
|
3
|
|
Насильственная
христианизация
- 17 массовое
крещение
нерусского
населения -
уезжали на
свободные
земли
|
5
|
Марийцы
|
114
|
2,7
|
|
6
|
Мордва
|
31
|
0,8
|
|
7
|
Удмурты
|
25
|
0,6
|
|
8
|
Белорусы
|
17
|
0,4
|
|
В
ходе Столыпинской
аграрной реформы,
нехватка земель
|
9
|
Украинцы
|
74
|
2
|
|
10
|
Немцы
|
10
|
0,3
|
|
17
век - служба
немецкого
гарнизона,
депортация
|
11
|
Латыши
|
2
|
0,07
|
|
Насильсвенное
переселение,
нехватка земель
|
12
|
Евреи
|
5
|
0,15
|
|
19
век - рекрутский
набор детей
евреев, миграция
во время II мировой
войны
|
Вопрос:
Какова
основная
причина
заселения
республики?
А теперь,
пользуясь
данными нашей
таблицы, отобразим
на круговой
диаграмме
национальный
состав Республики.
(Все рисуют в
тетради, один
ученик - у доски.)
III. Домашнее
задание
Домашнее
задание. Запишите
в дневники:
1) § 27,
повторяем
материал; 2)
составить
круговые диаграммы
национального
состава некоторых
классов нашей
школы. (Приложение
1)
IV. Изучение
нового материала
(продолжение)
Пестрота
национального
состава населения
Башкирии определяет
разнообразие
языкового и
религиозного
составов ее
народов.
Вопрос:К
каким языковым
семьям и группам
относятся
народы, живущие
в республике?
Отвечают:
1)
Индоевропейская
семья
а)
Славянская
группа:
- русские -
украинцы -
белорусы
б)
Германская
группа – немцы в)
Балтийская
группа – латыши г)
Албанская
группа – евреи
2)
Алтайская семья
Тюркская
группа:
- башкиры -
татары - чуваши
3)
Уральско-юкагирская
семья
Фино-угорская
группа:
- марийцы -
мордва - удмурты
Молодцы!
Теперь
посмотрим на
схему религий
Башкортостана
(Презентация)
1.
Христианство
А)
Православная:
- русские -
украинцы -
белорусы -
чуваши - марийцы -
мордва - удмурты
Б)
Католическая:
- латыши -
немцы
2.
Мусульманство
- башкиры -
татары - казахи
3. Иудаизм
- евреи
4.
Старообрядческая
церковь
5. Объединение
евангельских
христиан
- баптисты
V. Закрепление
изученного
материала и
объявление
оценок за урок
Итак,
мы с вами рассмотрели
тему сегодняшнего
урока, а сейчас
для закрепления
пройденного
материала,
дайте положительные
или отрицательные
ответы на 6 вопросов.
(Приложение
1)
1)
Татары, коренные
жители республики?
(«-»)
2)
Башкиры занимают
III место по численности
среди народов
Башкортостана?
(«+»)
3)
Марийцы и чуваши
заселили территорию
республики
в результате
насильственной
христианизации?
(«+»)
4)
Удмурты и чуваши
относятся к
Уральской
языковой семье?
(«-»)
5)
Латыши и немцы
исповедуют
католицизм?
(«+»)
6)
Башкиры по
республике
размещены в
восточной её
части? («+»)
Проверяют
ответы, объявляют
оценки за урок.
VI. Подведение
итогов урока
1)
Музыкальная
викторина.
(Музыка
народов
Башкортостана.)
2)
Музыка каких
народов звучит?
3)
Давайте с вами
подведём итоги
урока:
а) Что
вы узнали нового
на уроке? б) Дайте
оценку результатов
урока. в) У нас
успешно прошёл
урок? г) Как вы
считаете, хорошо
жить в многонациональной
республике?
Я считаю,
что многонациональность
- мир многообразия
обычаев, языков,
традиций, культуры,
уклада жизни,
трудовых навыков.
Её нужно ценить
и ею нужно дорожить.
Многонациональность
- это радужность,
музыкальность,
чувственность
и полнота мира.
4)
Выступление
учащихся (на
родном языке).
Стихи.
В результате
тесного общения
и взаимопонимания
становится
разнообразнее
духовная жизнь
и сознательный
труд каждого
народа. Уважайте
друг друга,
уважайте каждую
нацию! Помните,
какой вы национальности
и гордитесь
ею.
Урок
окончен. Всем
спасибо. До
свидания.
Учитель
географии МОБУ
ООШ д.Убалары
Валиева
Айгуль Тимерьяновна
Урок
географии в
9-м классе по
теме
"Население
Башкортостана"
Цели:
Закрепить
и проверить
знания учащихся
по теме: «Население
РБ»
Отработать
умения обобщать
и систематизировать
знания по данной
теме.
Совершенствовать
умения проводить
анализ таблиц,
графиков, диаграмм,
навыков работы
с тематическими
картами.
Нарабатывать
умения решать
задачи по
определению
естественного
движения населения.
Учить
ребят применять
знания в новой
ситуации, делать
выводы, предложения,
на основе полученной
информации.
Продолжить
формировать
умения работать
с компьютером,
с ресурсами
Интернет.
Воспитывать
усердие, старание
при работе с
ПК. Отработка
приемов самостоятель
ной деятельности
учащихся.
Формировать
у учащихся
толерантного
отношения к
разным народам
республики.
Тип
урока:
Урок- практикум.
Урок закрепления
знаний и умений
по теме « Население
Башкортостана»
на основе решения
практических
задач. Накануне
урока учащимся
дается задание:
повторить
понятия и термины
по теме;
повторить
основные вопросы
по теме;
потренироваться
решать задачи
по определению
показателей
естественного
движения населения;
провести
социологические
исследование
по количеству
детей в семье
в ряде поколений;
сформировать
группы.
Формы
организации
деятельности
учащихся:
индивидуальная
работа; коллективная
работа; работа
в группах.
Оборудование:
Карты: «
Политико-административная
карта РБ», «
Народы России», учебник
Хисматова М.Ф
« География
Башкортостана»; персональные
компьютеры,
подключенные
к Интернет; раздаточный
материал для
учащихся:
статистические
данные, половозрастные
пирамиды.
Этапы
урока: 1.
Организационный
момент. 2. Актуализация
знаний. 3. Постановка
практических
задач, для решения
в группах. Анализ
выполненных
заданий. Формулировка
выводов. 4. Итог
урока. 5. Домашнее
задание
1.
Организационный
момент. Здравствуйте!
Ребята, на двух
предыдущих
уроках мы с
вами прослушали
лекции по теме
« Население
Башкортостана».
Сегодня у нас
урок- практикум,
в ходе которого
мы закрепим
знания и умения
по данной
теме. Работать
будем в двух
группах. Группа
А - будет вести
практические
расчеты по
населению
республики,
а группа Б –
расчеты по
нашему населенному
пункту – д.Убалар.
Нам необходимо
проанализировать
сходства и
различия в
ходе демографических
процессов
республики
и нашей деревни
и сделать
соответствующие
выводы.
2. Актуализация
знаний .
У: Разместите
на доске в
правильной
последовательности
таблички с
понятиями «
природа». «
хозяйство»,
« население».
Объясните
предложенную
вами последовательность. Из
всего сказанного
можно сделать
вывод, что знакомство
с населением
на уроках географии
необходимо.
Задание1. У:
Прежде чем
приступить
к практическим
расчетам повторим
основные понятия
по теме: Предлагаю
вам игру « Я
знаю»… что
такое…
Группа
«А» Демография
Естественный
прирост Миграция
Трудовые
ресурсы Патриотизм
|
|
Группа
«Б» * Нация *
Демографический
взрыв * Толерантность *
Урбанизация *
Агломерация
|
( если
кто затрудняется,
можете пользоваться
словарями
экономических
терминов)
3. Постановка
проблем, для
решения в группах.
Коллективный
поиск решения
.
Группа
« А»
( см.
приложение1) Используя
программу
постройте
график динамики
численности
населения
Башкортостана. Сделай
вывод.
*
Проанализировать
динамику уровня
рождаемости,
смертности
и ЕП Башкортостана
по данным комитета
гос. статистики
РБ ( см.
приложение
2) Используя
программу
ЕХСЕL постройте
график динамики
рождаемости
, смертности
и ЕП для Башкортостана.
Сделайте
выводы. - Сокращение
рождаемости
происходило
под воздействием
более широкого
участия женщин
в производстве; -
рост урбанизации; -
повышение
возраста
вступления
в брак; - ориентация
семей на
малодетность; -
Повышение
смертности
связано с
ухудшением
экологической
обстановки; -
Экономические
трудности; -
|
Группа
« Б» * Проведите
анализ динамики
численности
населения д.
Убалар за
последние 10
лет. (см.
приложение
1) Используя
программу
ЕХСЕL постройте
график « Динамика
численности
населения д.
Убалар» Сделайте
вывод. Сравните
с результатами
по РБ
*Проанализировать
динамику
уровня рождаемости
смертности
и естественного
прироста д.
Убалар по данным
таблицы ( см
приложение
2) Используя
программу
ЕХСЕL постройте
график динамики
рождаемости
, смертности
и естественного
прироста
населения д.
Убалар Сделайте
выводы . Сравните
с процессами
естественного
движения населения
в РБ - Этот процесс
находит подтверждение
в нашей деревне.
ЕП до 2008 года
был отрицательным.
В школе за
последние 5
лет число учеников
сократилось
на 18 учеников.
|
Задание
« Домашнее»
Группа
« А» * Приведите
социологическое
исследование
в своих семьях.
Выясните, сколько
по сравнению
с нынешней
семьей было
детей у бабушки,
прабабушки.
Постройте
график, проанализируйте
его и сделайте
выводы. Выявите
причины изменения
количества
детей в семьях.
Учащиеся
представляют
свои графики
и делают выводы. -
Количество
детей по сравнению
с прошлым
сократилось. -Причинами
этого процесса
явилось: а)
смена сельского
образа жизни
на городской б)
более высокий
уровень образования; в)
повышение
требований
к условиям
жизни; г) ускорение
темпов жизни; д)
экономическая
нестабильность
|
Группа
« Б» *Нужно
было изучить
, сколько детей
в семьях ваших
родных , соседей
, знакомых в
д. Убалар 10 семей.
5 образованных
до 1992г, а5 семей
после 1992 года.
На основании
данных построить
столбчатые
диаграммы. Сделайте
вывод, ответив
на следующие
вопросы: - будет
ли сокращаться
население
деревни при
таком количестве
детей в семьях? -
изменился ли
тип воспроизводства
населения на
уровни семьи? Вывод: -
Население
деревни сокращается,
т.к после 1992 года
в семьях по
1 или2 ребенка. -
Тип воспроизводства
сменился от
расширенного
к суженному
|
Задание
« Пирамида»
Учитель:
Как вы объясните
слова: « Демографическая
пирамида- это
сегодняшний
портрет страны,
фотография
прошлого или
рассказ о будущем»?
Группа
«А» *Сделайте
анализ повозрастной
структуры
населения
РБ. ( см. рис 16
стр.81 учебника) -
Какого возраста
людей в РБ больше
всего? -Кого
рождается
больше? ( на
100 мальчиков
приходится
95 девочек) - Кого
больше в пожилом
возрасте? Выводы:
За счет снижения
рождаемости
в РБ произошло
сокращение
удельного
веса детей.
Но вырос удельный
вес возрастной
группы 60 лет
и старше. В
составе мужского
населения
удельный вес
тех, кому 60 и
более лет, намного
ниже, чем у
женщин.
|
Группа
« Б» *Проведите
анализ половозрастной
пирамиды д.
Убалар. (см. схему
в работе «
Население д.
Убалар)
Сделайте
выводы. Сравните
с данными по
РБ.
|
Задание
« Миграции»
Учитель:
Башкортостан
расположен
между хорошо
освоенной
европейской
частью, и недавно
начатой осваиваться
азиатской.
Поэтому миграция
имела и имеет
важное значение
в формировании
населения.
Группа
« А» *Какова
история миграционных
потоков в
РБ? Почему
Башкортостан
притягивает
миграционный
поток? - На контурную
карту РБ нанесите
стрелками
основные потоки
мигрантов.
Укажите из
каких регионов
России.
|
Группа
« Б» * Перечислите
семьи уехавшие
из д. Убалар
после1991 года.
Что явилось
причиной их
переезда?
(опережающее
задание )
- Почему
д.Убалар не
притягивает
мигрантов? Выводы:
- нет работы; -
нет жилья;
-отдаленность
от райцентра.
|
Задание
« Демографические
задачки»
Группа
« А»
*
Определить
численность
населения в
стране на конец
года, если на
начало года
она составила
10 480 000 чел.. За год
в стране родилось
112 000 человек, а
смертность
составила
9,1 промилле.
|
Группа
« Б»
*Численность
населения
района 20026 чел.
Естественная
убыль -152 чел. Смертность
438 чел. Определить
сколько детей
рождается в
районе ежедневно.
Решение: ЕУ=С
( Смертность)
– Р ( Рождаемость) -152=
438-Р Р= 438-152 =286 чел 286чел:365
дней в году
= 0,7
|
|