seminar id 33
Урок
на тему
«Население
Башкортостана:
численность,
воспроизводство,
миграция»
Автор
материала-
учитель географии
МОБУ Артакульская
СОШ, Караидельского
района, Республики
Башкортостан
Окунцева Татьяна
Михайловна.
Цель:
1) Познакомиться
с особенностями
изменения
численности
населения РБ,
их причинами;
с влиянием
воспроизводства,
миграций на
численность
населения в
современный
период;
2) Развитие
умения учащихся
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
устанавливать
причины;
3) Воспитание
познавательного
интереса к
географии
родного края.
Оборудование:
Компьютер,
презентация.
Ход
урока:
Вводная
часть.
Приветствие.
Учитель:
На прошлых
уроках мы узнали
о том, что наша
республика
располагает
разнообразными
по составу и
значительными
по величине
природными
богатствами.
Но эти богатства
могут служить
основой хозяйственного
развития, если
имеется достаточное
количество
населения. Все
материальные
ценности, необходимые
для жизни общества,
создаются
человеческим
трудом с использованием
природных
условий и ресурсов.
Поэтому численность
населения,
трудовые ресурсы,
как и в любом
регионе страны,
оказывают
существенное
влияние на
экономическое
развитие страны.
Запись
в тетрадях.
Итак,
запишите сегодняшнее
число и тему
урока: «Население
Башкортостана:
численность,
воспроизводство,
миграция»
Учитель:
Для изучения
данной темы
нам нужно вспомнить
некоторые
термины и понятия
из курса «Население
и хозяйство
России». Для
этого мы проведем
географический
диктант (ответ
– число или
слово).
Запись
в тетрадях.
Численность
населения
России. (142млн.чел.)
Средняя
плотность
населения
России. (8,5 чел/км2)
Процесс
непрерывной
смены поколений
или естественное
движение населения.
(Воспроизводство)
Число
родившихся
на тысячу жителей.
(Рождаемость)
Число
умерших на
тысячу жителей.
(Смертность)
Разность
между числом
родившихся
и умерших.
(Естественный
прирост)
Разность
между числом
прибывших на
какую-либо
территорию
и числом выбывших
за определенный
срок. (Сальдо
миграции)
Критерии
оценки (взаимопроверка):
7
– «5»; 5,6 – «4»; 3,4 –
«3».
Задаются
дополнительные
вопросы тем
учащимся, у
кого получились
неудовлетворительные
оценки.
Основная
часть.
Изучение
нового материала
Учитель:
Сегодня мы
должны познакомиться
с тем, как изменялась
численность
населения в
РБ, начиная с
досоветского
периода; какие
причины повлияли
на это изменение,
и какое влияние
оказывают
воспроизводство
и миграции в
РБ на численность
населения в
современный
период.
Итак,
используя
табл.1 на стр.73
учебника и
график (слайде
8) проследим
динамику численности
населения
Башкортостана.
Анализ
таблицы и графика.
В досоветский
период численность
населения
составила 2811
тыс.чел. (ЕП
положительный,
приток переселенцев).
Вопрос:
Как вы объясните
сокращение
населения на
9,4% за 1913-1926гг?
Ученик:
Это время гражданской
войны и первой
мировой – гибель
людей, голод,
эпидемии.
Учитель:
В 1920-1922 годах от
тифа и голода
погиб каждый
пятый житель
республики.
(Сравнить с
графиком изменения
численности
населения на
территории
России, учебник
Алексеева А.И.,
Николиной В.В.,
рис.10, стр.46).
Вопрос:
Чем объяснить
увеличение
численности
населения
1926-1939гг?
Ученик:
Улучшение
жизни, социально-экономические
преобразования
в республике
вызвало увеличение
рождаемости.
Учитель:
Также сказалось
создание нефтяной,
машиностроительной
отраслей
промышленности,
что вызвало
приток специалистов
и рабочих кадров
из Баку, Москвы
и др.
Вопрос:
Отразилась
ли Великая
Отечественная
война на численность
населения?
Ученик:
Да.
Учитель:
Перепись населения
была произведена
в 1939-1959гг (через
20 лет), поэтому
в таблице и на
графике не
заметно уменьшение
численности
населения в
годы ВОВ, а ведь
сокращение
было до 0,5млн.чел.,
хотя на территории
республики
находилось
одновременно
около 300тыс.
эвакуированных.
Вопрос:
Чем объяснить
довольно высокие
темпы роста
населения в
период с 1956 по
1970гг?
Ученик:
Создание крупной
химической
промышленности,
замедление
миграционного
оттока.
Учитель:
Далее вы видите
по графику
замедление
темпов роста
численности
населения.
Причину нужно
искать в переменах,
которые происходили
в стране:
- экономический
кризис;
- распад
СССР.
Итак,
численность
населения РБ
в 2002 г составила
4102,9 тыс.чел, а по
данным на 1 января
2007 г. - 4051 тыс.чел.
(запись в
тетрадях). То
есть ещё до
недавнего
времени численность
в РБ возрастала.
Учитель:
Когда же прошла
последняя
перепись населения?
Когда будут
известны результаты?
Вопрос:
Возрастает
ли численность
населения в
России?
Ученик:
Нет. Начиная
с 1993г население
в РФ уменьшается
со 149 до 145млн.чел.
А по данным
2010-2011 г. уже составляет
142 млн.чел.
Учитель:
Причину сложившейся
ситуации следует
искать в происходящих
изменениях
в воспроизводстве
и миграции
населения.
В
дореволюционной
Башкирии была
типичная аграрная
экономика. Для
нее были характерны
высокие рождаемость
и смертность.
За период 1861-1913гг
в среднем в
Уфимской губернии
Р=49,6чел; С=32,1чел;
ЕП=17,5чел. Улучшение
жизни при советской
власти привело
к снижению
смертности
и повышению
рождаемости.
Рассмотрим
изменение ЕП
населения в
РБ с 1950г по таблице
2, стр75 , а также
показатели
рождаемости
и смертности
на графике
(слайд 13).
Вы заметили,
что в 1960г рождаемость
в РБ увеличивается,
а в РФ снижается.
Причины этому:
значительная
доля сельских
жителей и традиции
коренных жителей
иметь большие
семьи.
Поэтому,(
запись в тетрадях)
Демографический
переход к
современному
типу воспроизводства
населения в
РБ наступил
позднее.
Вопрос:
В каком году
произошло
резкое сокращение
рождаемости
в Башкортостане?
Ученик:
К 1970г.
Учитель:
Смертность
в эти годы осталась
на том же уровне.
Следовательно,
решающее влияние
на темпы ЕП
оказывала
рождаемость.
Работа
с учебником.
По тексту учебника
выясните причины
сокращения
рождаемости
и смертности,
а также вспомните
материал географии
России.
Причины
сокращения
рождаемости:
- участие
женщин в общественном
производстве;
- урбанизация;
- более
поздний срок
вступления
в брак молодежи
(обучение);
- рост
расходов на
содержание
и воспитание
детей;
- безработица;
- неуверенность
в завтрашнем
дне;
- экологические
причины.
Причины
сокращения
смертности:
- развитие
здравоохранения;
- повышение
уровня благосостояния
и др.;
-решение
экологических
проблем.
Вопрос:
Когда смертность
начала превышать
рождаемость,
т.е. ЕП стал
отрицательным?
Ученик:
В России – в
1993г, в РБ – в 1997г.
Учитель:
Итак, в 1997 г. в
республике
ЕП=-1,3, в 2002 г ЕП=-3,0. Между
тем, данные
таблицы1 свидетельствуют
о продолжающем
увеличении
численности
населения.
Давайте выясним
причину, почему
такие возникли
противоречия.
При
рассмотрении
истории заселения
и освоения РБ,
было указано,
что с присоединением
к Русскому
государству
в 1557г усилился
поток переселенцев
в Башкирию из
многих регионов.
А в годы гражданской
войны было
характерно
выбытие населения.
Затем снова
прибытие в годы
реконструкции
хозяйства. Были
и насильственные
переселения
в восточные
районы «кулаков»
и репрессированных.
Также происходил
выезд на новостройки,
освоение целинных
и залежных
земель.
Сальдо
миграции составило
за 1959-1970гг = -230тыс.чел.
1971-1980гг
= -296тыс.чел.
1981-1990гг
= -252тыс.чел.
Причины:
нехватка рабочих
мест, малотрудоемкие
отрасли и др.
С
начала 90-х годов
наблюдался
миграционный
приток. Сальдо
миграции в
1991г = 5,8тыс.чел; в
1992г = 30,9тыс.чел; в
1992-1997г = 134тыс.чел.
Волна
миграционных
передвижений,
сыгравшая свою
положительную
роль в изменении
численности
региона в 1990-х
годах, постепенно
угасла. В 2004г.
сальдо миграции
населения,
впервые за
последние 16
лет стало
отрицательным.
Превышение
числа выбывших
из республики
людей над
прибывающими
в нее на постоянное
место жительства
продолжилось
и в 2005 - 2006гг. Для
Республики
Башкортостан
миграционные
потоки 1990-х годов
прошедшего
века помогли
"отодвинуть”
депопуляционные
явления на 6-7
лет. Миграционный
прирост с 1993г.
до 1999г. не только
полностью
"гасил” естественные
потери населения,
но и значительно
перекрывал
их. В 1993-1995гг., на
которые приходился
пик миграционной
активности,
миграционный
прирост в 4-4,5 раза
превышал объемы
естественной
убыли. В результате
спада миграционной
активности
в 2000-2003гг. сальдо
миграционных
процессов
позволяло лишь
смягчить естественную
убыль. В 2004-2006гг.
отрицательное
сальдо миграции
усугубило
процесс убывания
населения
республики.
Вопрос:
Как вы думаете,
откуда приезжают
мигранты в РБ?
Ученик:
Беженцы со
стран СНГ, горячих
точек северных
районов (Саха,
Красноярский
край, Тюменская
область и др.).
Учитель:
Да. Возвращаются
в основном
выходцы из
Башкортостана.
Вывод
(запись в тетрадях):
Увеличение
численности
населения до
недавнего
времени РБ в
условиях
отрицательного
ЕП происходило
благодаря
миграционному
притоку населения,
а в настоящее
время сокращается.
3.Заключение.
Закрепление
и систематизация
знаний.
Подведем
итоги. Итак,
современные
показатели
населения
следующие:
Показатель
|
Россия
|
РБ
|
Караидельский
район
|
Артакуль
|
1.Численность
населения
2.Рождаемость
(на 1000 жителей)
3.Смертность
(на 1000 жителей)
4.Естественный
прирост
|
142млн.чел.
(2010г)
11,3
(2007г)
14,7
(2007г)
-3,4
(2007г)
|
4051тыс.чел.
(2007г)
12,7
(2007г)
13,6
(2007г)
-0,9
(2007г)
|
28,3тыс.чел.
(2002г)
11,5
(2006г)
16,1
(2006г)
-5,9
(2006г)
|
470
(2010
г)
6
8
-2
|
Интересные
показатели
в Артакуле за
1999год: Р-С=ЕП;
0-30=-30.
Вопросы
на закрепление:
1)
Увеличивается
ли численность
населения РБ?
2) Чему
равен ЕП в РБ?
3) Что
оказало влияние
на изменение
численности
населения РБ?
Домашнее
задание: § 19-21,
ответить на
вопросы в конце
§
|