Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница » Каталог статей » Регистрация » ВходСреда
2024-04-24
1:56 PM
Начало » Статьи » Семинар учителей

seminar id 33 Урок-игра
seminar id 33
Урок-игра «По Башкортостану»
Автор материала - Окунцева Татьяна Михайловна, учитель географии МОБУ Артакульская СОШ, Караидельского района, Республики Башкортостан.
Цели игры:
1.Формирование самостоятельной деятельности при составлении характеристики населения.
2.Продолжить формировать навыки и умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику населения республики.
3.Через игровую форму создать «образ населения республики».
4.Воспитывать умение работать в коллективе.
5.Развивать память, воображение, умение сравнивать.
Форма организации: групповая.
Оборудование:
  1. Игровое поле Приложение , прикреплённое к магнитной доске. Магнитные фишки для команд (3 шт) . Кубик (для определения количества ходов).
2. Половозрастные пирамиды для стран с 1 и 2 типом воспроизводства населения. Формулы типов воспроизводства населения. Круговые диаграммы, показывающие долю национальностей в РБ.
3. Коллаж «По Башкортостану».
Возможно организовать игру используя компьютер.
Правила игры:
Класс делится на три команды. Выбираются капитаны команд. Задача капитанов – руководить командой. Также капитан бросает кубик, передвигает фишку по игровому полю.
Учитель зачитывает соответствующий вопрос. Капитан решает, кто будет отвечать из команды. Если ответ, по мнению капитана, неверен, то капитан может поправить или дополнить ответ. Остальные участники игры могут высказать любые дополнения. За каждый правильный дополненный ответ получают жетоны. Такая форма проведения способствует повышению активности детей на уроке. Даже самые слабые ученики стараются дополнить, высказать своё мнение по каждому вопросу.
Играют «по кругу». Участники той команды, которые первой пересекут республику, получают дополнительно по два жетона каждый. Вторые по одному. Если команде выпадает ход 12, команда возвращается на ход 8. В конце урока подсчитываются жетоны у каждого. Набравшие наибольшее количество получают «5», остальные соответственно «4» и «3».
Вступительное слово учителя:
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Берёза же Великая Россия –
Так зелена, так высока!
Так образно писал о Башкортостане его народный поэт Мустай Карим. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам, где человек родился, вырос, живёт. По этому поводу известный географ К.Ю.Ефремов сказал: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю».
Я глубоко убеждена в том, что те знания, которые мы имеем о населении родного края, сделают нас духовно богаче и прибавят нам любви к своей Родине.
Сегодня мы с вами должны выяснить, как мы знаем свою республику, в частности, население.
Вопрос: Что необходимо сделать, чтобы дать характеристику населения?
Учащиеся: Необходимо знать численность, особенности воспроизводства, половой, национальный, религиозный состав и др.
Учитель: Именно это нам предстоит сделать.
Для этого мы с вами поиграем в игру, которая называется «По Башкортостану».
Вопросы для игры:
1.Чему равна численность населения республики? (Можно сравнить с численностью России, указать, сколько проживает в нашем районе).
(В РБ-4051тыс.чел(2007г), в России- 142 млн.чел(2010г), в Караидельском районе -28,3 тыс.чел(2002г)).
2.Когда прошла последняя перепись населения? (Можно назвать предыдущие).
(2010г, предыдущие в 2002г, 1989г).
3.Какая из формул типа воспроизводства населения характерна для Башкортостана? Чем характеризуется демографическая ситуация в республике в 90-х годах и в чём её отличие от России?
11,3-14,7=-3,4; 12,7-13,6=-0,9; 11,5-16,1=-5,9.
(12,7-13,6=-0,9. Демографическая ситуация практически по всем показателям выглядит более благоприятно, чем в большинстве регионов по России. Масштабы естественной убыли в РБ намного меньше общероссийских (11,3-14,7=-3,4). Для Караидельского района же всё наоборот: формула 11,5-16,1=-5,9).
4.Если бы мы изобразили половозрастную пирамиду для республики Башкортостан, то чем бы она отличалась от типичной для России?
(Отличие: более широкое основание, так как в РБ более высокая рождаемость).
5.Назовите города РБ, которые характеризуются наибольшим приростом населения.
(Межгорье, Благовещенск, Дюртюли, Сибай).
6.Назовите города, которые характеризуются убылью населения.
(Уфа, Белорецк, Ишимбай).
7.В каких сельских районах РБ наибольший прирост населения?
(Уфимский, Кармаскалинский, Бурзянский, Чишминский).
8.В каких сельских районах РБ отрицательный прирост населения?
(Благовещенский, Белорецкий, Караидельский).
9.Чему равна средняя плотность населения в Башкортостане? (можно сравнить со средней плотностью в России, в Караидельском районе).
(в РБ-28 чел/км2, в России – 8,5 чел/км2 , в Караидельском районе – 7,7чел/км2).
10.Назовите районы в РБ с наибольшей плотностью населения.
(Уфимский, Стерлитамакский, Краснокамский, Туймазинский).
11.Назовите район в республике, где самая низкая плотность населения.
(Белорецкий).
12.Назовите крупнейшие, крупные и большие города в РБ.
(Крупнейший – Уфа, крупный – Стерлитамак, большие – Салават, Октябрьский, Нефтекамск).
13.Назовите самые крупные сёла- райцентры.
(Толбазы, Чекмагуш, Кушнаренково, Буздяк, Месягутово).
14.Для Башкортостана характерны три основные нации. Какие? (Разговор о межнациональном общении, толерантности).
(Башкиры, русские, татары).
15.По круговой диаграмме определить какая доля соответствует трём основным нациям.
(Русские-36%, башкиры- 30%, татары- 24%).
16.Кто являются коренными жителями Башкортостана и какова их численность?
(Башкиры, 1221 тыс.чел на 2002г).
17.Чем занимались башкиры в IX-X веках?(Скотоводство, бортничеством, охотой, рыбной ловлей).
18.Назовите города, где численно преобладают башкиры (можно выяснить где русские, татары).
(Башкиры - Учалы, Баймак; русские – Уфа, Стерлитамак, Белорецк, Благовещенск, Бирск, Кумертау, Салават, Ишимбай; татары – Дюртюли, Туймазы, Агидель, Янаул).
19.Какие основные религии распространены в Башкортостане?
(Ислам, православие).
20.К каким языковым группам относят народы Башкортостана?
(Славянская, тюркская, финно-угорская и др.)
21.Каково соотношение полов в РБ?
(На 1000 женщин – 874 мужчин, в Караидельском районе на 1000 женщин – 922 мужчины, в Артакульской СОШ по переписи 2010 г 40 девочек и 51 мальчик).
22.Этот город второй после Уфы по численности населения и индустриальной мощи Башкортостана. Город основан в 1766 году как пристань для отправки по реке Белой поваренной соли, доставляющейся с илецких копей. Назовите город.
(Стерлитамак).
Подсчитывают количество набранных жетонов. Учитель оценивает учащихся.
Категория: Семинар учителей | Добавил: geoglod (2011-01-19)
Просмотров: 893

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Семинар учителей [99]
Семинар учителей ДОГ 2007-2008
Приылаемые ответы 2007-2008 [58]
Присылаемые ответы ДОГ 2007-2008
Присылаемые ответы 2010 [109]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Наш опрос
Были ли вы участником ДОГ РБ 2006?
Всего ответов: 470
Статистика
Malgini Design Studio © 2006 Хостинг от uCoz