Тема
урока: Численность
населения РБ.
Учитель:
Ильясова Людмила
Александровна,
МОУ СОШ №3, г.
Кумертау, РБ
Цель
урока: создать
целостное
представление
образа Республики
Башкортостан.
Учебно-воспитательные
задачи:
Образовательные:
дать общее
представление
о численности,
изменении
численности,
воспроизводстве
населения РБ;
Развивающие:
развитие умений
самостоятельной
работы со
статистическими
материалами,
делать обобщения
и выводы, строить
диаграммы
(линейные,
столбиковые,
круговые);
Воспитательные:
воспитание
национального
самосознания,
патриотизма
и гражданственности
на основе истории
формирования
современного
населения РБ.
Оборудование:
Учебник географии,
атлас, инструкции
на каждую парту.
Тип
урока: урок
изучения нового
материала.
Форма
урока: урок –
практикум.
Ход урока:
1.
Оргмомент.
Приветствие,
объяснение
формы работы
на уроке, тема
урока.
2.
Вступительное
слово учителя.
Сегодня мы
начинаем изучение
социальной
и экономической
географии РБ.
Еще в 40-х годах
прошлого века
Н.Н. Баранский
писал : «Человека
забыли!». Этим
он показывает
значимость
социальной
географии в
курсе всей
географической
науки.
География
населения тесно
связана с
демографией
и этнографией
(этнологией),
историей,
экологией,
культурологией
и другими науками.
Первый
урок в курсе
географии
населения мы
начнем с темы:
«Численность
населения РБ»
(число, тема
урока – в тетрадь).
3. Вопрос
классу:
- Из
каких источников
мы узнаем о
численности
населения?
(Переписи
населения)
Первая
перепись в
России была
проведена в
1897 году.
Первая
перепись населения
РФ проведена
в 2002 году.
Из
курса истории
Башкортостана
вспомните:
* С
каким событием
в Башкирии
связан рост
численности
населения края?
* Каковы
основные направления
колонизации
края в 16, 17-18 веках?
4. Работа
по инструкции
к уроку (Инструкция
прилагается).
5.
Закрепление
изученного:
* Какую
долю в населении
России составляет
население РБ?
* Что
такое естественный
прирост населения?
Может
ли быть ЕП
отрицательным?
Как
это отражается
на численности
населения?
Как
вы считаете,
влияет ли на
ЕП образовательный
и культурный
уровень населения?
Каким
образом? А научные
достижения
в медицине?
* Как
вы понимаете
термин «демографический
кризис»? К каким
последствиям
он может
привести?
* Чем
вы объясните
рост численности
населения РБ
в последние
годы?
6.
Подведение
итога урока,
оценки, домашнее
задание.
Д/з:
стр. 72 – 77 учебника,
выучить термины,
решить задачу.
Задача:
определить
абсолютный
естественный
прирост (убыль)
населения по
следующим
данным: численность
– 4,1 млн. чел.,
Рождаемость
– 11,2 %o,
смертность
– 12,7 %o
.
Построить
круговую диаграмму
«Доля населения
РБ в населении
России». Объяснить
построение
круговых диаграмм.
Принести циркуль
и транспортир.
При
желании можно
выйти в Интернет
на уроке, адреса
приведены.
Адрес
в Интернет
(дополнительно):
1. www.mkset.ru›Хронограф›5450
Уфа (численность
населения РБ)
2. lib.a-grande.ru/narodi.php
Уфа (народы
РБ)
Инструкция
к уроку «Численность
населения РБ»:
Задание1.
По таблице 1
определить
место РБ в России
по численности
населения,
вычислить долю
населения РБ
в России.
Таблица
1. Численность
населения
субъектов РФ(на
1 января 2009 года)
Субъект
РФ
|
Численность
населения,
человек
|
Доля в
РФ, %
|
РФ
|
141903979
|
100
|
Московская
область
|
6712582
|
4,7
|
г. Москва
|
10508971
|
7,39
|
г. Санкт-Петербург
|
4581854
|
3,2
|
Краснодарский
край
|
5141852
|
3,59
|
Ростовская
область
|
4241821
|
2,99
|
РБ
|
4057292
|
?
|
Свердловская
область
|
4394649
|
3,09
|
Адрес в Интернет:
http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi?pl=2403012
Записать
в тетрадь:
Численность
населения РБ
-
Место
в России –
Доля
населения РБ
в общем населении
России –
Задание
2. По таблице
2 выявить динамику
(изменения)
численности
населения РБ,
возможные
причины изменений,
вывод записать
в тетрадь.
Таблица
2. Численность
постоянного
населения РБ
(на начало года).
Год
|
Все
население,
человек
|
Городское,
человек
|
Сельское,
человек
|
Городское,
%
|
Сельское,
%
|
1913
|
2811тыс.
|
|
|
|
|
1926
|
2547тыс.
|
|
|
|
|
1995
|
4062622
|
2607589
|
1455033
|
64,2
|
35,8
|
2000
|
4119810
|
2640066
|
1479744
|
64,1
|
35,9
|
2001
|
4115176
|
2636466
|
1478710
|
64,1
|
35,9
|
2002
|
4108249
|
2631886
|
1476363
|
64,1
|
35,9
|
2005
|
4078807
|
2434769
|
1644038
|
59,7
|
40,3
|
2007
|
4050989
|
2415017
|
1635972
|
59,6
|
40,4
|
2008
|
4052731
|
2421641
|
1631090
|
59,8
|
40,2
|
2009
|
4057292
|
2426319
|
1630973
|
59,8
|
40,2
|
2010
|
4065993
|
2435843
|
1630150
|
59,9
|
40,1
|
Адрес в Интернет:
www.bashstat.ru/bashdigital/region1/DocLib/…
Построить
столбиковую
диаграмму
«Динамика
численности
населения РБ».
Построение
диаграммы
объясняет
учитель: по
горизонтали
– годы; по вертикали
– численность
населения
(выбрать масштаб);
годы – 1913, 1926, 2000, 2007, 2010.
Задание
3. Из словаря
новых терминов
(смотри ниже)
выписать в
тетрадь:
Естественный
прирост населения
– ?
Вывести
формулу естественного
прироста населения
(ЕП – естественный
прирост, Р –
рождаемость,
С – смертность).
Воспроизводство
населения –
?
Задание
4. По таблице
3 вычислить
естественный
прирост населения,
определить
динамику
естественного
прироста населения
РБ, сделать
вывод, вывод
записать в
тетрадь.
Таблица
3.Коэффициент
естественного
прироста населения
Годы
|
Рождаемость,
%o
|
Смертность,
%о
|
Естественный
прирост, %о
|
1926
|
52,6
|
18,6
|
34
|
1940
|
37,3
|
24,0
|
13,3
|
1950
|
31,5
|
11,4
|
20,1
|
1960
|
33,0
|
7,6
|
25,4
|
1970
|
16,6
|
7,3
|
9,3
|
1980
|
17,5
|
9,3
|
8,2
|
1990
|
16,1
|
9,6
|
6,5
|
1991
|
14,6
|
9,9
|
4,7
|
1992
|
13,2
|
10,8
|
?
|
1994
|
11,6
|
13,3
|
- 1,7
|
1995
|
11,2
|
12,7
|
?
|
2005
|
10,8
|
14,2
|
?
|
С
какого времени
в республике
наблюдается
убыль населения?
Можно ли этот
процесс назвать
«демографическим
кризисом»?
***
Словарь новых
терминов:
Воспроизводство
населения –
совокупность
процессов
рождаемости,
смертности
и естественного
прироста, которые
обеспечивают
беспрерывное
возобновление
и смену людских
поколений.
Естественный
прирост населения
– разность
между числом
родившихся
и числом умерших
за определенный
период времени
(определяют
в абсолютных
числах или на
1000 человек, %о).
Этнография
(этнология) –
наука о происхождении
народов (этносов),
об их характерных
особенностях
и взаимоотношениях
между ними,
которые определяются
этническими
процессами.
Демография
– наука о закономерностях
воспроизводства
населения,
изучающая его
численность,
естественный
прирост, возрастной
и половой состав
и т. д.
Эмиграция
– выезд из страны.
Иммиграция
– въезд в страну.
|