Составление
социологических
опросников
и их использование
для уроков
географии при
изучении темы
«Население».
Учитель
географии
высшей категории
МБОУ «Лицей
№1» г.Стерлитамак,
РБ Берсенёв
Николай Александрович,
Id
079,
команда
Соляная Пристань
При изучении
темы население
России и населения
Башкортостана
очень важно
чтобы обучающиеся
не только
рассматривали
проблемы касающиеся
всего государства
или региона,
но и как эти
проблемы отражаютя
на нашем городе,
нашем Лицее.
Важным здесь
является умение
искать и анализировать
информацию,
основой которой
являются соцопросы.
На современном
этапе развития
российского
общества, в
период крупнейших
научно-технических,
социально-экономических
преобразований
неизмеримо
возрастает
значение
социологической
науки.
В настоящее
время в нашей
стране метод
экспертных
оценок широко
применяется
при подготовке
на государственном
уровне важнейших
народно-хозяйственных
решений, для
оценки социально-экономических
проблем, возникающих
в процессе
разработки
перспективных
планов развития.
В различных
отраслях, ведомствах
и на предприятиях
действуют
постоянные
или временные
экспертные
комиссии, связанные
с оценкой качества
продукции и
выбором перспективной
техники, с
проведением
профессиональной
аттестации
кадров. В географии
социологические
опросы могут
дать как теоретическую,
так и практическую
информацию
по многим проблемам,
и, конечно, служить
источником,
подтверждающим
или опровергающим
многие мнения
и тенденции
характерные
в нашем городе,
стране, мире.
Структура
и функции опроса
В современной
методологической
литературе
указывают, как
правило, на
существование
трех основных
методов сбора
первичной
социологической
информации.
К ним относят
метод прямого
наблюдения,
метод анализа
документов
и метод опроса.
В комплексе
перечисленных
социологических
методов в настоящее
время наиболее
популярен
опрос. Его специфика
состоит, прежде
всего, в том,
что источником
первичной
социологической
информации
является человек
(респондент)
- непосредственный
участник исследуемых
социальных
процессов и
явлений. В основе
опросного
метода лежит
совокупность
предлагаемых
опрашиваемым
вопросов, ответы
на которые и
образуют первичную
информацию.
Обычно выделяют
два больших
класса опросных
методов - анкетирование
и интервьюирование,
связанные с
письменной
или устной
формой общения
с респондентами.
Целью массового
опроса является
получение
информации
о знаниях, мнениях,
ценностных
ориентациях
и установках
респондентов,
отражающих
их отношение
к определенным
событиям, явлениям
действительности.
Требования
к составлению
опросов
При составлении
опросников
необходимо
придерживаться
ряда правил:
Сначала
определяется
цель проведения
опроса. Отдельными
задачами становятся
те вопросы,
которые задаются
респондентам.
Определяется
«круг опрашиваемых»
в соответствии
с целью опроса
(учитывается
возраст, пол,
количественный
состав и т.д.)
Программа
опроса должна
быть детализирована.
В ней, прежде
всего, однозначно
формулируется
подлежащее
прогнозу явление,
предусматриваются
в виде гипотез
возможные
варианты его
исхода.
В соответствии
со степенью
разработанности
гипотез, знания
направлений
прогноза в
инструментарий
исследования
включаются
те или иные
виды вопросов.
В том случае,
если исследователь
располагает
информацией
лишь о возможных
вариантах
исхода прогнозируемого
явления и
затрудняется
однозначно
сформулировать
их причины,
предпочтительней
в анкете эксперта
использовать
открытые вопросы
с полной свободой
выбора формы
ответа. Если
же исследователь
располагает
приемлемыми
предположениями
о причинах
исхода прогноза,
он сам может
сформулировать
прогностические
гипотезы. Последние
в виде утверждений
составляют
основу формализации
анкеты эксперта.
Обработка
информации
Законченное
социологическое
исследование
состоит, как
известно, из
четырех
основных этапов:
разработки
программы
исследования,
полевого этапа
- обора информации,
ее обработки
и анализа
результатов.
Каждый из этих
этапов в свою
очередь распадается
на более мелкие
части. Так, в
программе
должны быть
представлены
теоретический
и процедурный
разделы, а также
обоснование
выборки.
Завершающий
этап исследований
- анализ результатов.
Он начинается
с проверки
гипотез: подтвердились
ли они данными
опроса. Иногда
для этого достаточно
просмотреть
соответствующие
таблицы, отпечатанные
на компьютере.
Так бывает в
случае четкого
соответствия
гипотез, методических
документов
и стратегии
обработки, что
в социологической
практике пока
встречается
редко. Чаще
полученные
данные допускают
различные
толкования,
поэтому вопрос
о подтверждении
или опровержении
гипотезы оказывается
совсем не простым.
Анализ информации,
а с ним и все
исследование,
завершается
формулированием
выводов и
рекомендаций.
Нужно определить,
выполнены ли
поставленные
перед исследованием
задачи и насколько
полно, какие
из них решены,
а какие нет,
рассмотреть
причины, по
которым некоторые
задачи остались
нерешенными.
Необходимо
показать, какой
вклад исследование
внесло в теорию
изучавшейся
проблемы и в
поиск путей
ее практического
решения, сформулировать
практические
рекомендации
по управлению
изучавшимися
социальными
процессами.
Составление
и проведение
соцопросов
учит правильно
планировать
свою работу,
анализировать
и систематизировать
полученную
информацию,
которая интересна
и взрослым и
учащимся. Выводы,
которые можно
сделать из
опросов, заставляют
думать о прогнозе
рассматриваемого
явления на
будущее. Итоги
опроса могут
служить материалом
для работы на
уроках географии
и дополнительного
анализа проблемы
или явления.
Во время
изучения темы
по географии
в 8 кл. «Воспроизводство
населения»
был составлен
группой ребят
и проведен
соцопрос между
учащимися 9-10
кл. МБОУ «Лицей
№1» (50 человек:
25 девочек, 25 мальчиков).
Цель:
узнать отношение
к многодетной
семье. Будет
ли рост населения.
На вопросы
получены следующие
результаты:
Сколько вы
планируете
детей в своей
будущей семье?
1 -58% (30% девочек и
28% мальчиков);
2 -36% (16% девочек и
20% мальчиков);
3 и больше - 6% (4%
девочек и 2%
мальчиков).
Вывод:
больше половины
хотят иметь
1 ребенка (и
мальчиков и
девочек), очень
мало хотят
иметь 3 и более
детей.
Почему вы
не желаете
более 1 ребенка?
(вопрос
для данной
категории)
Материальные
затруднения
в выращивании
и обучении
детей - 84% (42% девочек
и 42% мальчиков);
не вижу необходимости
иметь много
детей -16% (9,5% девочек
и 6,5% мальчиков)
Вывод: большая
часть опрошенных
не хочет иметь
много детей
по материальным
соображениям,
и только небольшая
часть планирует
свою семью с
1 ребенком по
отсутствии
необходимости
иметь много
детей.
Почему вы
планируете
2 детей в семье?
(вопрос для
данной категории)
нужна полноценная
семья (сын и
дочь) -33% (22% девочек
и 11% мальчиков);
получить
президентский
грант (250 тыс. руб.
на рождение
2-го ребенка)
-67% (22% девочек и
45% мальчиков)
Вывод:
на решение
более половины
опрошенных
повлияла
материальная
помощь государства.
Почему вы
планируете
3 и более детей
в семье?
Нравятся дети
-100% ( 66% девочек и
33% мальчиков);
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
многодетную
семью хочет
иметь около
6% опрошенных
из-за любви к
детям, основная
масса опрошенных
хочет иметь
1 ребенка в семье
по причинам
главным образом
финансовым,
2 детей хотят
иметь главным
образом из-за
помощи государства
(67% из желающих).
Различия в
ответах опрашиваемых
разного пола
незначительны.
Данные соцопроса
можно использовать
при расчете
естественного
прироста населения
на уроке географии.
Вывод: Нужно
сделать соцопрос
чтобы узнать
при каких условиях
респонденты
захотят иметь
больше детей.
После изучения
темы «Миграция
населения»
по географии
в 8 классе был
проведен соцопрос
между учащимися
10-11 кл. МБОУ «Лицей
№1» (50 человек:
25 девочек, 25 мальчиков).
Цель:
установить
тенденции к
миграции учеников
старших классов.
Планируете
ли вы после
окончания
Лицея переехать
жить в другой
город? ДА
-76% ( 72% девочек и
80% мальчиков);
НЕТ -20% ( 20% девочек
и 20% мальчиков);
НЕ ЗНАЮ - 4% ( 8% девочек
и 0% мальчиков).
Вывод:
основная часть
опрошенных
(76%) собираются
переехать из
города и только
10% твердо решили
остаться.
По каким
причинам вы
собираетесь
уехать из города?
(вопрос для
данной категории
– кто хочет
уехать) отсутствие
перспектив
в хорошо оплачиваемой
работе -78% ( 82,5% девочек
и 75% мальчиков);
хочется посмотреть
мир -13% ( 11% девочек
и 15% мальчиков);
другие причины
– 8 % ( 5,5% девочек
и 10% мальчиков).
Вывод: Главная
причина переезда
в другой город
отсутствие
перспектив
в хорошо оплачиваемой
работе (особенно
высока среди
девочек).
Почему вы
хотите жить
в г.Стерлитамак?
(вопрос для
данной категории
– кто хочет
остаться) Есть
перспективы
в работе - 60% ( 20%
девочек и 40%
мальчиков);
отсутствие
возможности
уехать - 20% ( 10% девочек
и 10% мальчиков);
другие причины
– 20 % ( 10% девочек
и 10% мальчиков)
Рекомендуемая
литература:
1.Гардон Л.А.,
Чертихина Э.С.
Экспертная
оценка гипотез
при изучении
перспектив
развития образа
жизни. Социологические
исследования.
– 1983
2.Чередниченко
В.В. Применение
экспертных
оценок в социологических
исследованиях.
Социологические
исследования.
– 1981. №3
3.Ядов В.А.
Социологическое
исследование:
методология,
программа,
методы. – М.,
1987.
|