Информация
подготовлена учителем географии МОУ
СОШ № 3
г. Кумертау
Ильясовой Людмилой Александровной.
Не одно
поколение жителей нашего города связало
свою трудовую деятельность с данным
предприятием. Я надеюсь, что предложенная
информация будет использована учителями
географии при изучении темы
«Машиностроительный комплекс РБ»,
позволит расширить кругозор наших
учеников.
ФГУП
«Кумертауское авиационное производственное
предприятие» - ОАО «КумАПП»
Кумертауский
машиностроительный завод (КМЗ) основан
в 1962 году на базе ремонтно-механического
завода (РМЗ), введенного в действие в
1953 году и специализировавшегося на
ремонте строительных машин. Здесь же
изготавливались бульдозерные лопаты,
башенные краны, а также делали детали
и узлы для тракторов, металлические
строительные леса.
В 1972 г. КМЗ переименован
в Кумертауский вертолетный завод
(КуВЗ), в 1977 г. вошел в состав Кумертауского
авиационного ПО (КумАПО) как головное
предприятие.
В 1992 году объединение
реорганизовано в КумАПП.
В 2008 г. изменена
форма собственности ФГУП в ОАО «КумАПП».
Оно является градообразующим предприятием
и флагманом промышленности города.
Предприятие
имеет 3 промышленные площадки в г.Кумертау
и аэродром в 7 км от города. Состоит из
основных производств: механо-сборочного
(основан в 1963 г.), слесарно-сварочного
(1963), литейно-кузнечного (1964),
гальвано-термического (1965),
заготовительно-штамповочного (1967),
наземных и летных испытаний (1967),
агрегатно-сборочного (1968), неметаллов
и лопастей (1968 и 1983).
На предприятии
действует 3 механизированных и 1
автоматизиро-ванная линии, 181 станок с
ЧПУ, 30 роботов различных типов.
Завод имеет
высокий интеллектуальный и технологический
потенциал, опыт серийного производства
сложнейшей авиационной техники,
превосходящей по своим параметрам
отечественные и мировые образцы.
(Приложение, фото 1).
КумАПП –
единственное предприятие в СНГ, на
котором освоено производство лопастей
несущих винтов вертолетов из композиционных
материалов.
В 1963 году
на КМЗ начато освоение производства
десантной и наземной авиационной
техники. В 1968 году выпущена первая
продукция - вертолёт Ка-26. Заказ на
строительство вертолетов Ка-26 сумел
получить назначенный в 1966 году главным
инженером Александр Самойлович Палатников
– незаурядный человек, имеющий опыт
работы в машиностроении, талантливый
организатор. С января 1967 года Палатников
А.С. стал директором завода. В 1973 – 89
г.г. производились беспилотные самолеты,
в 1974 – 78 г.г. – самолет М-17, в 1974 – 80г.г.
– часть крыла самолета Ту-154, в 1982 – 85
г.г. завод участвовал в создании
авиационно-космического комплекса
"Буран".
С 1993г. начато
освоение серийного производства
пассажирского самолета Ил-112.
Вертолет
«Ка-26», выпускавшийся КумАПП в пассажирском,
судовом, геологическом, санитарном,
сельскохозяйственном, грузовом,
лесопатрульном вариантах, вариант ГАИ
с громкоговорящим устройством, был
востребован и успешно эксплуатировался
не только на территории бывшего СССР и
в социалистических странах, но и в такой
индустриально развитой стране, как
Япония. Максимальная полезная нагрузка
вертолета составляла 900 килограммов,
максимальная скорость – 170 км/час.
(Приложение, фото 5).
Корабельный
многоцелевой вертолет «Ка-27» предназначен
для решения задач противолодочной
обороны флота с базированием на кораблях
различного класса. Он способен обнаруживать
современные подводные лодки и надводные
цели, передавать данные о них на
корабельные и береговые пункты, а также
атаковать их с применением бортовых
средств поражения.
Экспортный
вертолет «Ка-28» создан на базе вертолета
«Ка-27» и отличается от него частью
бортового оборудования, системой
государственного опознавания и
увеличенной вместимостью топливной
системы.
«Ка-32» —
мощный всепогодный вертолет, способный
вести спасательные и другие специальные
работы в любое время суток, в экстремальных
условиях и располагает возможностью
пилотирования по приборам. Ка-32 оборудуется
различными системами пожаротуше-ния,
в том числе жестким пластиковым баком
объемом 3000 л (время заполнения - 1 мин 30
сек). При проведении поисково-спасательных
работ на борту Ка-32 устанавливается
подъемно-спасательное оборудование
грузоподъемностью 300 кг. Спуск команды
спасателей на землю осуществляется с
помощью специальных канатов для
десантирования. На Ка-32 возможна установка
системы «Спрей» для обработки нефтяных
пятен. (Приложение, фото 2).
Начиная с
2001 года Кумертауское авиационное
предприятие успешно освоило производство
нового вертолета радиолокационного
дозора «Ка-31». Он предназначен для
обнаружения на дальних рубежах как
воздушных целей типа «самолет-вертолет»,
в том числе и на предельно малых высотах
полета, так и надводных кораблей, их
сопровождения и автоматической передачи
данных о них на командные пункты
управления.
С 2002 года
предприятие начало серийно производить
вертолеты Ка-226. Комфортабельный
многоцелевой вертолет гражданского
назначения Ка-226 сохранил преимущества
модульной компоновки своего предшественника
– вертолета Ка-26. Конструкция и технологии
изготовления Ка-226 обеспечивают длительные
сроки службы машины.
Модульная компоновка
аппарата позволяет разрабатывать новые
модификации вертолета. Применение двух
газотурбинных двигателей обеспечивает
повышенную безопасность полетов и
позволяет расширить область их применения.
Вертолет предназначен для перевозки
пассажиров, транспортировки грузов,
выполнения авиационных сельскохозяйственных
работ, патрулирования экономических
зон, мониторинга, выполнения заданий в
интересах МЧС и т.д. Разработаны
аварийно-спасательный, патрульный,
пожарный, санитарный и другие варианты
вертолета. Широкий спектр возможного
применения позволяет рассчитывать на
успешное продвижение Ка-226 на российском
и зарубежном рынках. (Приложение, фото
3).
Наряду с
выпуском вертолетов разработки фирмы
«Камов», КумАПП предлагает полный пакет
услуг послепродажного сопровождения
техники – капитальный ремонт,
переоборудование вертолетов Ка-32Т,
Ка-32С в вариант Ка-32А (имеет Российский
сертификат летной годности), гарантийное
и послегарантийное обслуживание
авиационной техники, поставку запасных
частей, а также проводит переобучение
инженерно – технического и летного
состава.
В 2005 году на
предприятии был изготовлен первый
опытный образец мотовездехода
«АКАВАЗ-650». Специальное транспортное
средство повышенной проходимости
«АКАВАЗ-650» предназначено для эксплуатации
в условиях бездорожья, может использоваться
как тягач для прицепов полной массой
не более 450 кг и имеет право выезда на
дороги общего пользования. Освоение и
выпуск нового изделия авиационного
качества изготовления позволит
предприятию расширить номенклатуру
выпускаемой продукции, услуг и занять
дополнительную нишу на рынке.
Предприятие
имеет многолетний опыт сотрудничества
с Республикой Южная Корея. В настоящее
время южнокорейский парк вертолетов
типа Ка-32 составляет более 50 единиц.
Ка-32 успешно применяются в лесной авиации
и в морской полиции республики Корея.
КумАПП тесно сотрудничает с южнокорейской
фирмой LG. Представители LG отмечают, что
приобретенные ими вертолеты пользуются
хорошей репутацией в Юго-Восточной
Азии. Созданная в Южной Корее сервисная
база позволяет LG активно продвигать
продукцию КумАПП.
Идут совместные работы
по дальнейшему совершенствованию
машины.
В 1999году
предприятие выполнило заказ ВМС Китая
и поставило в КНР 8 вертолётов типа КА-28
для проведения поисково-спасательных
работ и обнаружения и уничтожения
подводных лодок.
В настоящее
время КумАПП совместно с фирмой «Камов»
осуществляет поставки вертолетов
«Ка-32А11ВС» (канадский сертификат типа)
в Испанию и Португалию. Это второй
крупнейший получатель гражданских
вертолетов после Республики Корея.
Основными
российскими потребителями продукции
ОАО «КумАПП» выступают МЧС, МО РФ, МВД,
ФПС РФ и другие силовые структуры.
Вертолеты успешно эксплуатируют
Мурманские авиалинии, «Владивостокавиа»,
«Нефтеюганские авиалинии», «Авиалифт»,
«Прана-сервис», «МИ-Полет» и другие.
География
поставок вертолетов производства КумАПП
охватывает такие страны, как Индия,
Китай, Южная Корея, Сингапур, Иран,
Канада, США, страны Латинской Америки,
Испания, Португалия, Австралия, Вьетнам,
Украина и другие.
По итогам
1999 года предприятие было награждено
Почетным дипломом «Лучший российский
экспортер» - за выдающийся вклад в
расширение внешних экономических связей
Российской Федерации, развитие
отечественного экспортного производства,
высокую профессиональную культуру.
Производственные
мощности и оснащение позволяют выпускать:
- Вертолеты:
Ка-27ПЛ
(противолодочный).
Ка-27ПС
(поисково-спасательный).
Ка-28 (экспортный
вариант вертолета Ка-27ПЛ).
Ка-29
(транспортно-боевой).
Ка-31
(радиолакационный).
Ка-32С (гражданский,
транспортный, корабельного базирования).
Ка-32Т (гражданский,
транспортный).
Ка-32А
(сертифицированный, транспортный).
Ка-226 (многоцелевой
вертолет легкого класса).
- Беспилотные
самолеты Ту-243.
- Парашютные
средства десантирования легкой броневой
техники и личного состава.
На базе
технологий производства лопастей
несущих винтов вертолета освоено
производство:
- Лопасти и
диффузоры ВГ-50 и ВГ-70 для градирен с
повышенной производительностью до 1100
тыс.куб.м/час.
- Лопасти для
ветроэнергоустановок, мощностью до 30
кВт.
- Лопасти
вентиляторов, применяемых в производстве
кирпича и керамических изделий.
- Огнетушитель
ранцевый – легкий переносной аппарат
для тушения локальных очагов пожара в
лесных массивах и труднодоступной
местности.
- Аппаратура
газобаллонная для работы двигателей
автомобилей с рабочим объемом до 4500
куб. см на сжиженном газе -АГА-01.
В настоящие
время предприятием производятся
следующие виды продукции товаров
народного потребления:
- Аппарат
отопительный, газовый АОГВ-17,5.
- Плита газовая
ПГ-4.
- Аппарат
водонагревательный ВПГ-18.
- Газогорелочные
устройства УГГ-20 и УГОП-П-22.
- Блоки автоматики
"Арбат-1" мощностью до 30 кВт.
- Товары для
дома.
- Товары для
туризма и спорта.
В 2000 году
начат выпуск продукции:
- Плита газовая
ПГ-4(модель 1498-01), отличающаяся от ранее
выпускаемой модификации современным
дизайном, улучшенными техническими
характеристиками и большими функциональными
возможностями (электророзжиг и т.п).
- Аппарат
отопительный, газовый, бытовой, с водяным
контуром АОГВ-23,2 "Прометей 2м", с
более высокой эксплуатационной
возможностью и повышенной мощностью
(площадь отапливаемого помещения 250
кв.м).
- Аппарат
водонагревательный, газовый ВПГ-23, с
более высокой мощностью и улученным
внешним видом, имеющий автоматику
безопасности термоэлектрического типа
с датчиком контроля наличия тяги и
терморегулятором для обеспечения
заданной температуры воды.
- Блок автоматики
"Арбат-5" и "Арбат-10" - основной
агрегат бытовых газовых отопительных
котлов, с повышенной мощностью от 50 до
100 кВт, рациональной компановкой и
надежностью в эксплуатации.
Основателем
Кумертауского авиастроения был Палатников
Александр Самойлович, работавший
директором данного предприятия.
«Приближается
очередная годовщина дня рождения
Почетного гражданина города Кумертау,
ветерана Великой Отечественной войны,
человека и профессионала с большой
буквы – Александра Самойловича
Палатникова. В декабре 2009 года ему бы
исполнилось 86 лет. Александр Самойлович
прожил удивительную и замечательную
жизнь. Жизнь созидателя и творца, жизнь
победителя и настоящего патриота.
Масштаб его личности олицетворяет целую
эпоху развития нашего города, а его
биография – пример мужества, боевого
и трудового подвига, полета мысли и
бесконечной преданности своему делу.
В 2008 году
Кумертауский филиал Уфимского
государственного технического
университета и ОАО «Кумертауское
авиационное производственное предприятие»
учредили ежегодную премию в области
науки, техники, организации производства
и инноваций имени А.С. Палатникова.
Лауреатам премии прошлого года были
вручены памятные медали и денежные
гранты. Общий фонд премии составил 55
тысяч рублей.
Целью премии
является выявление, поддержка и
материальное поощрение научных и
технических разработок, предложений
по улучшению организации производства,
а также с целью стимулирования
научно-технической мысли и инновационных
подходов в производстве и науке.
Эта ежегодная
премия объявлена для авиационного
сообщества нашего города и будет
присуждаться в трех возрастных категориях:
1 категория –
школьники, воспитанники клубов
технического творчества;
2 категория –
учащиеся, студенты, аспиранты, соискатели
и преподаватели Кумертауского филиала
УГАТУ и Кумертауского авиационного
техникума;
3 категория –
работники ОАО ««КумАПП».
Ежегодно
возможно вручение премии как в одной
категории, так и во всех трех, в зависимости
от поданных заявок.
Премия может
быть как индивидуальной, так и коллективной
(в этом случае заявка оформляется на
каждого члена коллектива).
В этом году
вручение премии состоится во второй
раз.
Решение о
присуждении премии выносит экспертный
совет, в который вошли учредители премии,
представители науки, эксперты производства.
Его заседание назначено на 9 декабря,
где каждый из номинантов лично представит
свою работу.
Торжественная
церемония вручения премии состоится в
день рождения А.С. Палатникова – 11
декабря, в РКМЦ «Дуслык», на которую мы
с удовольствием приглашаем заводчан,
ветеранов производства, студентов и
школьников, руководителей предприятий
и учреждений, представителей общественности.
Учредители и оргкомитет премии благодарят
Администрацию города за высокую оценку
и поддержку начатой традиции. Уверены,
что доброе начинание откроет дорогу
многим молодым талантам и станет одной
из ярких традиций нашего любимого
города.
Оргкомитет
премии.»
Управляющий
директор – Сергей Геннадьевич МИКРЮКОВ
Адрес предприятия:
Россия, 453300, Республика Башкортостан,
Кумертау, ул.
Новозаринская, 15а.
Источники
информации:
* Интернет –
ресурсы:
1.
ru.wikipedia.org/wiki/КумАПП
2.
kumape.narod.ru
3.
www.militaryparitet.com/…/11/
4.
www.raexpert.ru/…/kumertauskoe_aviatsionnoe_po/
7.
www.aviastar.org/…/kumertau-rotorfly-r.html
8.
kp.ru/daily/24385/564753/
* Емельянова
В., Мы – авиастроители, ФГУП «КумАПП»,
издательство «Белая Река»,2007.
* материалы
музея «КумАПП».
|